О том, насколько обоснован рост тарифов, профлидеры и транспортники спорили накануне в мэрии, на заседании двусторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Ярославле. Заведующая отделом заработной платы и доходов населения областного профобъединения Валентина Потепалина напомнила, что между мэрией и профсоюзами подписано соглашение, в соответствии с которым тарифы на общественный транспорт устанавливаются с учетом реального роста доходов населения.
С момента последнего роста цен на билеты доходы населения выросли на 11,6 процента, тогда как мэрия предлагает увеличить тариф на разовую поездку в автобусе, трамвае, троллейбусе на 20 процентов, а в маршрутном такси на 42,8. По расчетам региональной энергетической комиссии, себестоимость одной поездки в автобусе 2 рубля 80 копеек, а рядовые граждане уже платят по 5 рублей.
– Непонятно, почему треть жителей Ярославля, не пользующихся льготами, должны восполнять затраты на проезд льготников, а не государство, – задала риторический вопрос собравшимся Валентина Потепалина.
Тут встал экс-директор «Яргортранса» Александр Пережогин, ныне специалист комитета по транспорту и связи мэрии Ярославля. Он заявил, что названные профлидерами цифры вызывают сомнение. По данным самих транспортников, себестоимость одной поездки 9 рублей. Валентина Потепалина сообщила, что РЭК при расчете себестоимости просто разделила затраты предприятий транспорта на число поездок.
– Да вы делаете расчеты, забыв о льготниках. Бюджеты всех уровней компенсируют транспортникам только 2 рубля 65 копеек за поездку. За счет кого, кроме других пассажиров, транспортники могут компенсировать свои выпадающие доходы? – вопрошал Александр Пережогин.
Приятно, когда специалист так уверен в правильности выбранного пути. У нас, неспециалистов, такой твердости почему-то нет. Например, непонятно, почему так выросла стоимость студенческого проездного билета – школяры ведь как отдельная, вполне просчитываемая группа населения богаче не стали вовсе. Как, объясните, рост доходов населения, разжиревшего в среднем на 11 процентов, касается тех, кто живет на стипендию? Даже если есть родители где-нибудь в Мышкине – необязательно ведь помогают. Другой момент. Сегодня транспортники добиваются увеличения стоимости проезда, простодушно мотивируя это тем, что государство за льготников не платит. Значит, пусть платит другой пассажир. Следуя этой логике, бомжей надо по первому требованию кормить колбасой, а платить за нее будут транспортники – они же зарплату получают. Пусть делятся. На самом деле можно сделать еще проще – разобрать все население на тех, у кого денег очень много, и тех, у кого всегда не хватает. И нехай первые просто платят по счетам вторых. Тем более, что имущие ездят не в трамваях, а в авто и тем самым подло уклоняются от провоза безбилетных старушек. Кстати, сегодня повысили стоимость проезда, а завтра (с нового года то есть) льготников практически не останется, каждый сам за себя, государство с его жадностью ни при чем. Спрашивается, за кого и на каких основаниях мы будем переплачивать транспортникам? Или они прибегут в мэрию, бухнутся в ноги и попросят цены за билеты снизить? Сильно сомневаемся.
Профлидеры порешили: пусть государство полностью оплачивает проезд льготников в общественном транспорте. Если бы власти платили за пенсионеров, инвалидов и ветеранов полным рублем, то, как сказала Валентина Потепалина, рентабельность АТП составила бы 52 процента.
//Сергей КУЛАКОВ, Дарья СТАРКОВА.