В США и Канаде проживает 5,2 процента населения планеты, но на эти страны приходится примерно 31,5 процента мировых потребительских затрат. Ненамного отстала от лидера и Западная Европа, где проживает 6,4 процента населения Земли, которые потребляют 28,7 процента мировых продуктов. Австралия и Новая Зеландия также относятся к регионам планеты, где доля населения (0,4 процента) ниже, чем доля потребляемых ими продуктов в мировом раскладе. На страны Восточной Европы и бывшего СССР приходится 7,9 процента мирового населения и 3,3 процента потребительских расходов. К наиболее бедным регионам относятся Южная Азия (население – 22,4 процента, доля потребляемых продуктов – 2 процента) и Африка южнее Сахары (население – 10,9 процента, доля потребляемых продуктов – 1,2 процента).
За десятилетие номинальные расходы американцев возросли почти вдвое: 3,831 млрд. долларов в 1991 году и 6,987 миллиарда в 2001-м. Однако рост расходов в ценах 1996 года был более скромным: 4,474 млрд. долларов в 1990 году и 6,377 миллиарда в 2001-м. Среднестатистическое американское домохозяйство (семья или одинокие холостяки) в 2001 году истратили 39518 долларов, что на 3,9 процента больше, чем в 2000-м. Средний доход американской семьи до вычета налогов составлял 47507 долларов. Если из этой суммы вычесть налоги, которые, по данным налоговой службы США, составляли в среднем 9401 доллар с каждого домохозяйства, то можно заметить, что оставшаяся сумма 38106 долларов заметно ниже того, что американец тратит на личные нужды. Американская семья ежегодно тратит на 1412 долларов больше, чем официально зарабатывает.
Наибольшая доля этих средств – третья часть, или 13,011 доллара, – ушла на оплату жилья и на выплаты по кредитам, а также на коммунальные расходы. Значительно меньше было потрачено на продукты питания – 5321 доллар, из них 3086 долларов на домашние обеды и 2235 долларов на обеды вне дома (в кафе, ресторане и пр.). В сравнении с предыдущим годом американцы оставили в ресторанах на 4,6 процента денег больше, а в продовольственных магазинах лишь на 2,2 процента больше.
На транспортные расходы семья в среднем тратила 7633 доллара, из них приблизительно половина средств уходила на покупку автомобилей. В 2001 году в целом американские семьи истратили на покупку автомобилей 166,4 млрд. долларов. Сопутствующие затраты автолюбителей заметно превосходили средства, идущие на покупку машин. ремонт, уход за машиной, парковка и другое обошлись американцам в 181,6 млрд. долларов, бензин и масло стоили 162,1 миллиарда.
Несмотря на значительные успехи антитабачной пропаганды в США, расходы на табачные изделия забирают из бюджета средней американской семьи 308 долларов ежегодно (или в целом по стране 76,3 миллиарда). Эта сумма более чем в два раза превышает ежегодные расходы семьи на покупку печатной продукции (книг, газет, журналов) – 141 доллар.
Общая структура расходов американцев в 2001 году выглядела следующим образом: расходы на жилье составляли 32,92 процента от всех доходов семьи, расходы на транспорт – 19,31 процента, затраты на продукты питания – 13,46 процента. Страхование жизни и пенсионное страхование забирали 9,45 процента семейного бюджета, на медицинские расходы уходило 5,52 процента, на развлечения – 4,94 процента, на покупку одежды и различные виды услуг – 4,41 процента.
Большинство экономистов ныне считают, что рост потребления связан не только с увеличением числа населения и инфляцией, а прежде всего с ростом благосостояния населения, базирующегося на научно-техническом прогрессе. Так, современный промышленный рабочий за неделю производит объем продукции, на производство которого у его коллеги, жившего в XVIII веке, ушло бы четыре года. А если сравнивать производительность труда в США сегодня и пятьдесят лет назад, то окажется, что за 12 рабочих часов 2000 года американец производил столько же товара, сколько за 40 рабочих часов в 1950-м.
Washington ProFile.