Мы обратились к специалистам.
– Завод не имеет никакого отношения к ценам ни на бензин, ни на нефть, – сказал нам главный исполнительный директор НПЗ Виктор Зоткин. – Мы не торгуем ни тем ни другим, а просто выполняем процесс переработки по заказу головной компании.
В головной же компании «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» начальник коммерческого департамента Юлия Нечаева даже несколько удивилась нашим вопросам:
– Ну да, дорожает бензин, так ведь и все дорожает. Инфляция...
– Помилуйте, Юлия Васильевна. Инфляция, как говорят, за год составит процентов 10, от силы 15, а бензин-то, по данным статистики, уже за 8 месяцев этого года подскочил в среднем на 40 процентов: 92-й на 38 процентов, 76й на 44 процента. Как же так? – удивлялся я.
– Как бы то ни было, мы придерживаемся тех цен, которые складываются на рынке. А отчего они так складываются, вы уж лучше спросите у правительства или руководителей крупнейших нефтяных компаний, – посоветовала собеседница.
Что я и сделал, обратившись к могучим информационным ресурсам Интернета. В обобщенном виде версии вырисовываются такие.
В основном вину за рост цен на нефть валят на войну в Ираке, рост напряженности на Ближнем Востоке. А еще на активность террористов и даже на недавний ураган в районе Карибского бассейна. Но, как справедливо отмечают эксперты компании «Тройка-Диалог», за первое полугодие экспортная цена нефти марки Urals выросла на 15 процентов, а внутренняя, в пределах России – на 200 процентов. Видимо, пока «черное золото» находится на ценовом пике, добывающие компании ловят момент, экспортируя все большие объемы нефти и нефтепродуктов. Возникает дефицит нефти на внутреннем рынке, что ведет к росту цен.
Правительство пытается этому противостоять – с 1 августа увеличены экспортные пошлины на нефть, причем сразу на 68 процентов. Но особого эффекта это не дало.
Конечно, связь между ценой нефти и ценой бензина не такая прямая: в себестоимости, например, литра АИ-92 на долю нефти приходится всего 30 – 40 процентов. Остальное – тепло и электроэнергия плюс акцизные налоги, которые в этой отрасли велики. Нефтяники жалуются: растут цены на газ, на электричество, на транспорт; резко вздорожали трубы и так далее; все это вынуждает их повышать цены. Но нетрудно догадаться, кто все же играет первую скрипку в этом оркестре.
Многие эксперты склонны видеть за всем этим сговор крупнейших нефтяных компаний, использующих любой повод для повышения цен. Об этом, например, говорит то, что оптовые цены в последнее время росли быстрее розничных. В первом полугодии оптовая подскочила на 27 – 30 процентов, а розничная – на 17 – 20.
Так что цены, которые возмущали автолюбителей летом, были немного занижены – розничные торговцы не хотели добивать население. Но поскольку оптовые цены все равно росли, то рознице придется отыгрываться зимой.
Прогнозисты-пессимисты говорят, что к следующему лету цена на бензин может достигнуть 1 евро за литр, то есть сравняться со среднеевропейской. И даже если они ошибаются, хорошего впереди не предвидится.
Заместитель директора Ярославского ПАТП-1 Александр Лукашев говорит по этому поводу так:
– Иначе как беспределом это не назовешь. Только с 1 августа по 20 сентября бензин вырос на 9 процентов, а дизельное топливо на 19. Вообще же с начала года бензин подорожал на 46 процентов, дизтопливо на 33. Наше предприятие за день потребляет тонны горючего и расходы несет огромные. Себестоимость перевозки одного пассажира в городском транспорте выросла для нас до 9 рублей 16 копеек, а возим пока по-прежнему за пять, убытки компенсирует городской бюджет. Сейчас вот мэрия согласовывает цену на билет с профсоюзами. А цену на топливо почему-то никто ни с кем не согласовывает.
Директор совхоза «Пахма» Иванов ответил буквально следующее:
– Что тут говорить? Слов нет, одни буквы. В себестоимости нашей сельхозпродукции горюче-смазочные материалы и электроэнергия составляют сейчас 18 процентов. А когда-то были 1,5 – 2! Сегодня мы с трудом, часто с опозданием оплачиваем и то и другое.
А ведь это слова руководителя одного из самых успешных и благополучных сельхозпред-приятий области. Каково же тем хозяйствам, которые и так уже дышат на ладан?
Понятно, что бензин потянет за собой и все остальные цены. Значит, впереди очередной виток инфляции, спровоцированный россий-скими нефтяными королями.
Странно все. Правительство радо высоким ценам на нефть: бюджет страны пополняется нежданными деньгами. Но, во-первых, где эти деньги? А во-вторых, столь быстрый рост цен на топливо внутри страны грозит неприятностями всему внутреннему рынку.