По своему типу негосударственные пенсионные фонды разделяются на три основные группы. Во-первых, это корпоративные и отраслевые пенсионные фонды, обеспечивающие профессиональное или дополнительное добровольное пенсионное страхование работникам крупных корпораций или отраслей с особыми условиями работы или более высокой экономической динамикой. Во-вторых, коллективные или общественные пенсионные фонды, образованные по типу паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и действующие на финансовых и инвестиционных рынках подобно им. И наконец, в-третьих, частные пенсионные фонды, созданные по образу и подобию других частных предприятий и действующие с той же целью, что и любое другое частное предприятие: обеспечивать владельцам или менеджменту прибыль на уровне не ниже средней ее нормы.
Зарубежный опыт показывает, что частные пенсионные фонды оказываются далеко не на ведущих позициях, говоря о реальном весе всех этих типов НПФ в пенсионном обеспечении. Главенствующую роль в большинстве государств играют коллективные или общественные фонды, на второй позиции – корпоративные или отраслевые, частные же остаются в хвосте рейтинга. И при этом всюду – поистине тотальный контроль за всеми операциями со средствами, предназначенными для финансирования будущих пенсий.
Когда речь заходит о денежных средствах, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, то здесь упрощенные и поспешные приватизационные подходы никак не допустимы. Согласно федеральному законодательству средства системы пенсионного обеспечения, включая и те, которые предназначены для финансирования накопительной части трудовой пенсии, являются федеральной собственностью. В ходе обсуждения концепции пенсионной реформы рассматривалось предложение о придании этим средствам статуса частной собственности граждан с момента их зачисления на специальную, то есть накопительную, часть лицевого пенсионного счета. Однако в итоге это предложение было отвергнуто из-за отсутствия в гражданском и финансовом праве нормативных оснований для проведения с накопительными отчислениями такой метаморфозы их правового статуса. Эти средства по своему юридическому положению были и остаются федеральной собственностью. А частной собственностью граждан они начнут становиться только после их выхода на пенсию и в размере ежемесячных пенсионных выплат (гражданин по закону не имеет права авансом забрать все свои пенсионные накопления).
Относительно порядка передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии из одного НПФ в другой НПФ или из НПФ в Пенсионный фонд РФ хотелось бы остановиться на следующем.
НПФ передает пенсионные накопления в другой НПФ в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании между НПФ и застрахованным лицом (далее – договор) в связи с заключением застрахованным лицом нового договора. Пенсионные накопления, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица (далее – пенсионный счет), передаются до 31 декабря года, в котором заключен новый договор, или не позднее трех месяцев с даты принятия судом решения об удовлетворении жалобы застрахованного лица в отношении фонда. Основанием для передачи является уведомление о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц, направляемое Пенсионным фондом РФ до 31 декабря текущего года в другой НПФ, с которым застрахованным лицом заключен новый договор. Аналогично передаются пенсионные накопления из НПФ в Пенсионный фонд РФ в связи с прекращением договора в связи с удовлетворением заявления застрахованного лица о передаче пенсионных накоплений в Пенсионный фонд РФ.
Передаче в Пенсионный фонд РФ или в другой НПФ подлежат начисленный фондом по итогам предшествующего финансового года и с начала нового финансового года до момента передачи инвестиционный доход и полученные фондом пенсионные накопления, отраженные на пенсионном счете.
При передаче пенсионных накоплений в другой НПФ или в Пенсионный фонд РФ фонд обязан выдать (отправить по почте) застрахованному лицу заверенную подписью должностного лица и печатью выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы.
Застрахованное лицо имеет право получать в НПФ, Пенсионном фонде РФ и Министерстве труда и социального развития РФ необходимые разъяснения по вопросам передачи пенсионных накоплений и определения их стоимости.
Когда государство возьмет на себя значительную часть ответственности за работу с пенсионными накоплениями граждан, ему предстоит и взять под свой контроль реорганизацию системы пенсионных фондов, поддерживая укрепление и развитие тех их типов, которые по мировому опыту обеспечивают нарастание и усиление позитивных тенденций, связанных с инвестированием пенсионных накоплений. Скорее всего, объектами его внимания и поддержки должны стать немногочисленные еще коллективные или общественные фонды, а также фонды отраслевые. Они, как свидетельствует опыт зарубежных государств, как правило, обладают более высоким уровнем социальной ответственности, более прозрачны и подвержены общественному контролю, а главное – обеспечивают те изменения в структуре собственности, которые и должна обеспечить в России пенсионная реформа.
А. ОРЛОВА, главный юрисконсульт государственного учреждения – управления Пенсионного фонда по Красноперекопскому району Ярославля.