Работы по этой теме ведутся в рамках утвержденной еще Росавиакосмосом «Комплексной программы работ на период 2002 – 2010 года проблеме снижения шума, эмиссии вредных веществ и повышения точности навигации отечественных самолетов и вертолетов в обеспечение требований ИКАО и ЕС». Модернизированные двигатели Д-30КУ-154 позволяют обеспечить самолетам Ту-154М соответствие главе 3 ИКАО с запасом более 5 EPNдб и снизить шум по сумме трех контрольных точек на 6 – 7 EPNдб. Оборудование дополнительными ЗПК одного двигателя обойдется в 100 тыс. долларов и по 300 тыс. долларов на каждый самолет ТУ-154М.
Реализация программы «Сатурна» по снижению шума двигателей Д-30КУ-154 позволит самолетам Ту-154М, являющимся основой парка российских авиакомпаний (в настоящее время в эксплуатации более 300 единиц), осуществлять международные рейсы и после 2010 – 2012 гг., когда ИКАО планируется ввести новые жесткие ограничения по шуму.
Напомним, что самолет Ту-154М с двигателями ОАО «НПО «Сатурн» Д-30КУ-154 со звукопоглощающими конструкциями (ЗПК) в силовой установке в настоящее время соответствует требованиям главы 3 стандарта ИКАО по шуму с запасом 1,6 EPNдБ (сертификат № 21 от 28.06.88). Однако директивой 2002/30/ЕС с 28.09.2003 в четырех крупных европейских аэропортах были введены ограничения на полеты воздушных судов, сертифицированных по главе 3 с запасом менее 5 EPNдБ (в эту группу попадает Ту-154М с
Д-30КУ-154) с перспективой дальнейшего расширения перечня аэропортов.
ОАО «НПО «Сатурн» совместно с ОАО «Туполев» и отраслевыми институтами ФГУП ЦИАМ им. Баранова, ФГУП ЦАГИ разработана программа снижения шума самолета Ту-154М с двигателями «Сатурн» Д-30КУ-15. Цель программы – обеспечить требования упомянутой директивы Европейского союза путем модернизации системы шумоглушения двигателей. Механизм модернизации – постановка дополнительных ЗПК.
//Иван РЫБИН.