– Вячеслав Юрьевич, теперь хотелось бы поговорить о социальной защите населения. Наличие большого количества льготников уже сейчас создает немало финансово-экономических проблем предприятиям ЖКХ, которые пока еще муниципальные и властям подчиняются. А что будет после прихода в отрасль частников? Как в маршрутных такси, повесят табличку: «Льготы не распространяются»?..
– А я уже говорил о том, что льготы должно предоставлять государство. Предприятия же должны только оказывать услуги, и тогда не столь важно будет, муниципальное оно или частное…. Тем не менее и сейчас, когда значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, а стоимость жилищно-коммунальных услуг продолжает расти, забота о населении чрезвычайно важна. Одним из главных условий проведения реформы ЖКХ, предусмотренных областной программой, являлось создание адекватной системы социальной защиты малообеспеченных граждан путем предоставления жилищных субсидий. Учитывая, что администрация Ярославской области стремилась не допустить экстремальности при проведении реформы и чрезмерных темпов роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, то и число семей, получающих субсидии, не росло быстро и никогда не было слишком высоким. В 1997 году получали их 3,7 процента общего количества семей Ярославской области. К началу 2002-го доля семей, получающих субсидии, достигла максимума (12,1 процента) и стала снижаться. В начале 2004 года она составила 9,2 процента, а во втором квартале нынешнего была равна уже 7,4 процента. Сумма начисленных субсидий составила в прошлом году 122 млн. рублей, что на 25 миллионов больше, чем год назад. В первом квартале нынешнего года объем начисленных субсидий также превзошел величину соответствующего периода годичной давности.
В настоящее время в области проводится подготовительная работа по переходу к адресной социальной поддержке населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов граждан. Таким образом, продолжится переход от субсидирования производителей услуг (отрасли) к субсидированию потребителей.
Повышению ответственности руководителей жилищно-коммунальной отрасли за расходование средств, собираемых с населения в оплату за оказываемые услуги, будет способствовать анализ, а затем и возможное широкое распространение интересного опыта, нарабатываемого сейчас в Угличском муниципальном округе. В одном из микрорайонов районного центра открыли специальный счет, на котором концентрируются платежи населения по графе «ремонт и содержание жилого фонда». После того, как накапливается достаточно крупная сумма, представители жилищно-эксплуатационной организации совместно с жителями решают, на какие цели лучше всего направить имеющиеся средства.
– Из всего рассказанного можно сделать вывод, что в целом вы, Вячеслав Юрьевич, довольны ходом жилищно-коммунальной реформы в Ярославской области.
– Не думаю! Сделать предстоит еще не меньше, чем сделано. Несмотря на те положительные изменения, что произошли в отрасли за минувшие годы, процесс реформирования идет медленнее, чем планировалось, не все намеченное удалось реализовать в полном объеме. Сложившаяся как в целом по стране, так и в нашем регионе социально-экономическая ситуация не позволила завершить переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы. Во многом именно по этой же причине в отрасли до сих пор не создана конкурентная среда. Отсюда и значительный износ основных фондов, и высокие за-траты на содержание их в работоспособном состоянии, и все перечисленные мною выше проблемы.
– Что нужно сделать, чтобы довести реформу до логического конца? Хватит ли для этого усилий областной администрации?
– Темпы проводимой в области работы по реализации меро-приятий муниципальных и региональной программ реформирования и модернизации ЖКХ зависят и от наличия нормативных документов, которые должны быть разработаны и утверждены на федеральном уровне. Наиболее важными из них представляются следующие: правила предоставления коммунальных услуг; порядок акционирования и приватизации муниципальных унитарных предприятий; методика расчета совокупного дохода семьи, учитываемого при определении суммы субсидий; государственный стандарт качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; порядок целевого использования составляющих тарифа на коммунальные услуги.
И это далеко не полный перечень недостающих для дальнейшего реформирования отрасли документов. Чего стоит хотя бы следующий факт. Федеральным законом № 52-ФЗ от 6.05.2003 «О внесении изменений и дополнений...» в законодательные акты об оплате жилищно-коммунальных услуг отменено взимание с населения платы за капитальный ремонт жилья. При этом постановлением Правительства РФ № 522 от 25.08.2003 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год» для Ярославской области определен стандарт стоимости капитального ремонта – 3 рубля за 1 кв. м в месяц. Годовая потребность в средствах на этот вид ремонта составляет в таком случае более 720 млн. рублей. Но источник финансирования вопреки требованию закона № 52-ФЗ ни в этом постановлении, ни в последующих правительственных документах так и не назван.
Для успешного закрепления достигнутых результатов реформы, развития их и скорейшего завершения процесса реформирования необходимы совместные усилия органов государственной власти всех уровней – от муниципального до федерального. Только так можно выполнить те большие задачи, что все еще стоят перед нами.
//Беседовал Семен АВДЕЕВ.