Об одном из факторов парадоксального на первый взгляд явления «Северный край» писал неоднократно. Из-за каскада гигантских плотин, перегородивших реку, она лишилась функции самоочищения. Но пути назад, к разгораживанию цепи застойных, гниющих водохранилищ, в которую превратилась Волга, в обозримом будущем не предвидится. Выход один: как можно меньше сливать в нее грязь, усиливать требования к качеству очистки стоков предприятий и городов.
Еще не вышедший из печати, но уже подготовленный в виртуальном варианте Главным управлением природных ресурсов Минприроды (ГУПР) доклад о состоянии окружающей природной среды Ярославской области в 2004 году рисует не так уж много перспектив в решении проблем очистки стоков. «В 2003 году, – написано в докладе, – объем поступления в поверхностные водные объекты загрязненных сточных вод составил 306,37 миллиона кубометров. Из них через очистные сооружения прошли 219,25 миллиона». То есть чуть меньше трети всех стоков не очищаются при том, что суммарные мощности сооружений по очистке сточных вод составляют 303 миллиона кубометров, то есть позволяли бы очистить почти все стоки. По данным того же ГУПР, общий сток Волги при поступлении ее на территорию области составляет ежегодно 300 миллионов кубокилометров.
Иначе говоря, сточные воды предприятий и городов области – это довольно мощная река с годовым объемом в тысячную часть нашей главной поилицы. А вода, загрязненная даже на одну сотую (Волга, текущая к нам из Твери, чистотой, конечно, не отличается), как говорят экологи, уже опасна для использования в качестве питьевой. По многим веществам предельно допустимые концентрации измеряются сотыми долями миллиграмма на литр.
Государственный инспектор ГУПР Ольга Мищук назвала в качестве лучших очистные сооружения «Автодизеля», обслуживающие несколько предприятий промзоны. Но тут же упомянула, что к ливневым стокам даже этого акционерного общества у экологов есть претензии: в три раза превышены концентрации по взвешенным веществам, в восемь раз по нефтепродуктам, в 1,6 раза – по ионам аммония. Кто знает, что же течет в Волгу с расположенных, кстати, на самом берегу, в водоохранной зоне, предприятий – речного порта, ОАО «Стройдеталь», фабрики «Красный перевал» и ряда других, которые очисткой своих ливневых стоков вовсе не располагают. Что же касается строительства новых очистных сооружений, то занимаются им немногие акционерные общества, продвигается их возведение очень медленно. В этом году обещают ввести только ЗАО «Хром» и Ярославский завод нефтяной тары.
Падение объемов производства на предприятиях притупило остроту проблемы очистки их стоков. Экологи-профессионалы и общественники бьют тревогу, только когда видят плывущие по Волге пену или мазут – результаты залповых сбросов и аварий.
– Совершенно естественно, что мы больше переживаем за хозфекальные стоки городов, – сказал мне главный санитарный врач области Сергей Мелюк. – Да и анализы поверхностных вод подсказывают, что именно бактериальное загрязнение еще преобладает.
Муниципальные организации многих городов и населенных пунктов пока не в состоянии финансировать строительство современных очистных сооружений, а очисткой ливнестоков с улиц города не располагает даже областной центр.
При проверках мы вынуждены теперь больше внимания уделять именно муниципальным экологическим объектам, одни из которых приходят в ветхость, а другие, крайне необходимые, не строятся. Например, за последние 14 лет в несколько раз выросло количество автотранспорта на улицах города. 150 тысяч автомашин в личном пользовании ярославцев. А они – не только источник половины всех выбросов в атмосферу, но и пока не изученной, явно солидной доли загрязнения ливнестоков.
Заведующий отделом санитарии и гигиены центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Сергей Семенов считает, что с ростом замощенной городской площади объем ливнестока увеличивается, становится все заметней отставание в строительстве и реконструкции сети ливневых коллекторов, а тем более отсутствие ливневых очистных сооружений города.
– Есть проект сбора и очистки ливнестоков со всей площади путепроводов и участков кольцевой магистрали, ведущих к новому мосту через Волгу. Но предложения проектировщиков мне кажутся слишком дорогими и непродуманными. Из-за дороговизны их вряд ли удастся осуществить в ближайшие годы. Вместо простых, локальных для каждого участка новой магистрали коллекторов и отстойников предполагается строить громадные канализационные насосные станции, набитые дорогим энергетическим оборудованием. Нетрудно предвидеть, что, находясь на отшибе, они быстро станут жертвой «металлистов» и прибежищем бомжей.
Построенная и введенная наконец-то в минувшем году третья очередь очистных увеличила суммарную мощность городских сооружений канализации с 350 тысяч кубометров в сутки до 500 тысяч. Вместе с коммунальными стоками они доочищают стоки с сооружений крупных предприятий и с мелких, очисткой не располагающих. К услугам «Ярославльводоканала» неизбежно обратятся и новые хозяева промплощадок, освобождающихся прежними владельцами, таких как цеха ЯЗТА на улице Свободы, «Красный маяк» на Октябрьской площади. Торговым предприятиям, которые обживают заводские цеха, вряд ли по карману эксплуатировать дорогие локальные очистные сооружения бывших заводов. Они будут свои стоки сливать в городской коллектор.
А возможности обновленных мощностей «Ярославльводоканала» небеспредельны. Если предрекаемый политиками промышленный подъем станет реальностью, Волга примет на себя удар более жесткий, чем бытовые. Это будут промышленные стоки с нефтью, фенолами, тяжелыми металлами и прочими «прелестями» отходов химии, нефтехимии и машиностроения. Этот удар уже сейчас надо предотвратить.