– Дело в том, что в конце августа Правительством РФ принято постановление, предусматривающее ликвидацию перекрестного финансирования ЖКХ, при котором часть оплаты коммунальных услуг перекладывалась на предприятия. И к концу 2005 года в соответ-ствии с федеральным стандартом население должно оплачивать 100 процентов этих услуг, – сообщила в четверг на пресс-конференции заместитель директора департамента город-ского хозяйства мэрии Ярославля Ирина Нигматуллина.
В Ярославле уровень оплаты услуг ЖКХ в этом году составляет 80 процентов. Недостающие 20 оплачивали предприятия и городской бюджет. Мэр Ярославля Виктор Волончунас, чтобы не допустить резкого повышения тарифов, предлагает и в 2005 году 10 процентов стоимости доплачивать из городской казны. Однако в связи с тем, что значительная часть налогов и акцизов уходит в федеральный бюджет, реализация такого начинания мэра во многом зависит от наполнения бюджета городского. Потянет ли он это бремя новых затрат, зависит от успешной работы предприятий и роста налоговых поступлений в 2005 году.
Ирина Александровна также пояснила, что основная доля роста тарифов в этом и следующем годах связана в основном не с ростом стоимости услуг ремонтно-эксплуатационных управлений (где зарплата составляет от 2,5 тыс. рублей у дворников до 4 тысяч у сантехников), а с увеличением стоимости энергоносителей и услуг энергоснабжающих организаций. Так, в квартирных счетах, которые мы получаем, коммунальные услуги составляют 81,3 процента, а собственно услуги по содержанию и обслуживанию жилья лишь 18,7 процента. Для того чтобы жители сами могли контролировать качество этих услуг, с сентября нынешнего года в счет-квитанцию вносятся изменения. И в начале октября мы получим для оплаты документ, в котором отдельно будет выделена стоимость уборки подъезда, двора, вывозки мусора. Старосты домов и подъездов станут давать оценку реальному выполнению этих работ, и за некачественное предоставление услуги оплата должна снижаться.
Заместитель директора департамента коснулась также вопроса о реализации федеральных законов «О ветеранах» и инвалидах, по которым жителям предоставляются льготы. В 2004 году на эти цели из бюджетов всех уровней планировалось выделить 337 млн. рублей, а реальное обеспечение составило 246 миллионов. В результате недостаточного финансирования льготников РЭУ недополучили за выполненные объемы работ на 1 сентября этого года 135 млн. рублей, что сказывается на уровне оплаты труда и приводит к задержкам зар-платы. Мэр предложил 100 млн. рублей из городского бюджета будущего года направить на реализацию законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ».
* * *
По расчетам мэрии Ярославля, в среднем за двухкомнатную квартиру придется платить в сентябре 1000 рублей, а после включения отопления – больше: в октябре – 1200 рублей, в ноябре и за весь дальнейший отопительный период – 1400. Если в 2005 году мэрия не сможет доплачивать из бюджета за услуги ЖКХ, их стоимость (при 100-процентной оплате) вырастет для населения на 20 процентов. Примерно на столько же, согласно предварительному прогнозу, вырастет цена на газ, что приведет к повышению платы за тепло и горячую воду. В итоге квартплата может вырасти на 30 – 40 процентов от уровня ноября-декабря. Переживут ли люди такой рост, мы поинтересовались у простых ярославцев.
Ольга БОЙКО, безработная:
– Как каждый нормальный человек, живущий на трудовые доходы, я крайне отрицательно отношусь к росту квартплаты. Три месяца назад меня сократили, теперь жду первое пособие на бирже труда. На «Холодмаше» получала не больше двух с половиной тысяч в месяц, и теперь обещают не более прожиточного минимума – 2 тысячи рублей. Летом с квартплатой, пока не брали за отопление, было полегче (за двухкомнатную квартиру, в которой живут трое, плачу около тысячи рублей), а вот осеннего 40-процентного роста, не говоря уж о дальнейшем повышении, жду с трепетом. Но платить все равно буду. Люди должны выступать против такой политики государства, но эффекта можно добиться, только если протест будет сознательный и массовый.
Леонид БУХАРИН, пенсионер, инвалид 2й группы:
– Власти уже не знают, что с народом делать. Как жить пенсионерам, если все деньги уходят на квартплату и лекарства? Мы и так еле сводим концы с концами, но платим 600 рублей в месяц за квартиру с учетом 50-процентной скидки. На месяц мне надо четыре тюбика мази по 123 рубля, а жене – диабетику, перенесшей инсульт, еще больше лекарств. Прежде чем повышать тарифы, нужно навести порядок в домах. А чиновники привыкли только рисоваться по телевидению.
Алексей ХИТРОВ, заместитель директора театра кукол:
– Повышение квартплаты, безусловно, отразится на бюджете моей семьи. Мы живем втроем в двухкомнатной квартире, жена не работает, старшая дочь живет отдельно. Сейчас на оплату жилья уходит примерно около 10 процентов от всех заработанных за месяц денег. Если цены действительно возрастут, то расходы составят уже пятую часть от бюджета семьи. Нет, я готов платить и сто процентов, но пусть тогда и меня обслуживают на те же сто процентов. А по сегодняшнему жилищному сервису, я считаю, и так платим неимоверно много. Квартиру продать и купить меньшую по площади мы не можем, и так живем в достаточно стесненных условиях. Искать дополнительную работу при моей занятости в театре тоже нереально. Значит, придется экономить, причем экономить на себе.
Ирина РЕХОВСКИХ, искусствовед:
– Если повышение цен случится, я просто не представляю, как мы будем жить. Оклад музейных работников копеечный, я получаю около трех тысяч рублей. Муж – тысяч 15, но какой ценой это дается, сплошные командировки! У нас трое детей, старшая дочь живет в другом городе, ей тоже надо помогать. Сейчас на оплату однокомнатной квартиры за Волгой у нас уходит примерно тысяча рублей. Если оплата возрастет до ста процентов, то получится, что я буду работать только на квартиру. Из возможных приработков у меня только работа в качестве гида-экскурсовода. Но я вряд ли смогу себе это позволить – мои основные должностные обязанности требуют очень много времени. И если я поставлю перед собой цель как можно больше заработать, то просто не буду видеть своих детей. На это я не могу пойти. Есть, конечно, еще всевозможные проекты и гранты. Но это разовый взнос в семейный бюджет, и серьезно рассчитывать на него не приходится. Ситуация будет просто критическая!