Депутат Александр Цветков был возмущен тем фактом, что в январе – июне ни копейки не было выделено на финансирование восемнадцати социальных программ, а также тридцати строящихся объектов, включенных в адресную инвестпрограмму. Депутат Сергей Хабибуллин считает низким уровень финансирования массового спорта в районах области – всего 10 процентов, хотя на спорт профессиональный была выделена половина годовой суммы.
Анатолий Федоров пояснил, что всему виной недостаток денег. В первом полугодии доходная часть губернской казны выполнена на 33 процента (получено 3 млрд. 94 млн. рублей), расходы составили 51 процент (4 миллиарда 286 миллионов). Возникший разрыв был покрыт 1 млрд. 239 млн. рублей кредитов, взятых в банках.
– Одна из причин нехватки доходов – невыполнение плана по акцизам от пива, винно-водочных изделий, нефтепродуктов, – сообщил Анатолий Федоров. – Мы предполагали, что областной закон «О стимулировании экономического развития» будет работать более четко. Однако после назначения проверки Счетной палаты и приезда следователей генпрокуратуры многие инвесторы приостановили свою деятельность.
По самым приблизительным оценкам, потери региональной казны после вмешательства федералов могут составить от 1,5 до 2 млрд. рублей. По итогам 9 месяцев губернатор Анатолий Лисицын распорядился провести корректировку областного бюджета по доходам и расходам. Анатолий Федоров сказал, что поправки будут направлены в облдуму уже в начале октября.
Впрочем, слово «секвестр» он не употребил, заметив, что никакой финансовой катастрофы в регионе нет. Доходы вместе взятых областного и муниципальных бюджетов выросли за первое полугодие на 33 процента. В июле-августе чуть выправилась ситуация с доходами и областной казны: они превысили прошлогодний уровень. Исправно выделяются деньги на финансовую помощь муниципальным властям и выплату зарплаты бюджетникам.
Однако заверения главного областного финансиста не успокоили депутатов.
Обострило дискуссию и вмешательство мэра Ярославля Виктора Волончунаса, поставившего вопрос о финансировании ЖКХ. В первые шесть месяцев городской бюджет получил только 9 процентов от годовой суммы субвенций на выполнение федерального закона «О ветеранах» (8 млн. рублей из 93). Между тем долг мэрии перед организациями, оказывающими льготные услуги населению, вырос с начала года на 91 млн. рублей, достигнув к августу суммы в 473 миллиона.
Виктор Волончунас предложил увеличить на 95 млн. рублей целевую субвенцию на финансирование ветеранских льгот. Эти миллионы уже заложены в бюджет области, но проходят как безадресная дотация (поэтому, наверное, из них город получил только 5 миллионов).
Анатолий Федоров высказался категорически против этой идеи. На 13 сентября ветеранская субвенция профинансирована на 30 процентов от плана, причем Ярославлю досталось 37 процентов от положенного, остальные деньги придут в самый сложный момент – после начала отопительного сезона.
Дать больше денег у губернской казны нет возможности, а федеральная власть требует, чтобы льготы ветеранам финансировались из регионального бюджета.
Бюджетная комиссия большинством голосов рекомендовала облдуме удовлетворить просьбу мэра Ярославля после рассмотрения вопроса об исполнении бюджета на заседании облдумы 28 сентября. Для составления проекта постановления создана рабочая группа. Судя по тому, что в ее состав вошло много оппозиционеров, документ будет весьма критичным.