В конце прошлого года представители концерна объявили о намерении построить в Ярославской области новую современную типографию для печати журналов, рекламы и каталогов. Инвестиции в проект оцениваются на уровне 30 – 35 млн. евро. Прошел почти год, а инвесторы так и не смогли найти приемлемую площадку под строительство нового предприятия. О приходе в Ярославль одного из лидеров мирового полиграфического бизнеса и проблемах иностранных инвесторов в России в интервью газете рассказал генеральный директор ОАО «Ярославский полиграфкомбинат» Михаэль ПЕЧКЕ.
– Насколько прибыльно сегодня в России книгопечатание?
– Основное ограничение по вложению инвестиций в область производства и реализации книг – их низкая цена в России. Если взять очень хорошую черно-белую книгу, то ее производство в России стоит 0,8 – 1 доллар, что аналогично затратам на западных предприятиях. Но в России эта книга в магазине продается за 3 доллара, а на Западе – за 20. В России покупательская способность населения не очень высока, поэтому в целом этот бизнес имеет низкую рентабельность. Именно поэтому полиграфкомбинаты не могут вкладывать значительные средства в модернизацию оборудования: они не окупят эти инвестиции. И ставят печатные машины, уже отработавшие некоторое время в других странах мира, но они все равно лучше, чем старое советское оборудование. В этом году мы вкладываем 2,6 млн. евро в модернизацию производства, в частности закупая несколько бэушных современных печатных машин.
– Острой проблемой для предприятий является поиск хороших кадров. Удалось ли вам решить этот вопрос?
– Проблема поиска квалифицированных работников – это общая трудность для иностранных инвесторов, приходящих в Россию. Несмотря на то, что безработицы в Ярославле практически нет, найти хороших менеджеров или специалистов очень трудно. Нам не хватает молодых и обученных специалистов печатного дела. Средняя зарплата на комбинате сейчас 6800 рублей. Хороший печатник может заработать намного больше, но для этого требуется квалификация и профессиональный опыт. Поэтому мы начали свою программу подготовки кадров на комбинате. Но проблема в том, что молодое поколение еще не готово обучаться 2 – 3 года, а потом делать профессиональную карьеру. У меня ощущение, что молодежи, как и многим другим, хочется сразу быстро и много зарабатывать.
– В какой стадии сейчас находится проект строительства новой современной типографии? Удалось ли вам выбрать подходящую площадку для размещения производства?
– Большинство российских журналов и каталогов сейчас печатается за рубежом. Это связано с тем, что внутри страны у предприятий не хватает мощностей для изготовления качественной полиграфии или нет современного оборудования. Сложившуюся ситуацию мы проанализировали несколько лет назад и занимаемся этим проектом 4 – 5 лет. У нас были разные варианты: купить уже существующее предприятие и провести его модернизацию, создавать СП. Потом мы рассмотрели разные регионы на предмет строительства новой типографии – Москов-скую, Тверскую, Калужскую области.
В конце концов было принято окончательное решение о строительстве полиграфкомбината в Ярославле. Главная причина – у нас в городе есть два предприятия, и более выгодно третье разместить здесь же. Коллегии из Германии, чтобы убедиться в правильности нашего выбора, изучали другие регионы, но также остановились на Ярославле.
И сейчас ситуация такова: хотя мы и решили строить здесь предприятие, пока невозможно создать такой бизнес-план, который был бы одобрен нашим правлением. Рентабельность получается слишком низкой и не соответ-ствующей требованиям нашего концерна, чтобы он принял положительное решение об инвестировании 30 – 40 млн. евро.
Основная причина – мы не смогли найти подходящую площадку для строительства типографии, хотя получили не одно предложение от областных и городских властей. Все эти участки неразвиты. Как правило, это зеленое поле, может быть, даже сельскохозяй-ственного назначения, и везде стоит один и тот же вопрос: а где инфраструктура? Или там нет электричества, или газа, или подъездных путей. Потом запросили объем необходимых затрат на подведение газа, электричества и так далее. Были предложены такие бешеные цены и стоимость услуг, что делало проект неприбыльным.
Последняя попытка – нам была предложена хорошая площадка недалеко от ОАО «Ярпиво», но мэрия сообщила, что необходимо получить энергетические мощности. Только электричество стоило бы более 4 млн. евро! Плюс к нему затраты на остальные технические условия. Но столько это не стоит. Энергетические мощности обойдутся в крайнем случае в 200 тысяч евро. Откуда взялись здесь такие цифры – мы, может быть, и понимаем. Но мои коллеги в Германии – нет. Они спрашивают: ну что, город заинтересован привлечь нас в качестве инвесторов или нет?
И отношение к нам сегодня отличается от того, которое было в 1997 году, когда мы только приходили в Ярославль. У моих коллег в Германии складывается впечатление, что, может быть, западные инвесторы никому не нужны. Возможно, уже не считают важным создание новых рабочих мест или получение стабильных налогов от открывающихся предприятий, а хотят сразу получить какие-то деньги, но непонятно за что.
Я уже написал письмо городу, что в таких обстоятель-ствах проект строительства нового полиграфкомбината невозможно реализовать. Но раз уж мы пять лет занимаемся им, то рано или поздно построим эту типографию. А пока, может быть, надо подождать, когда ситуация изменится.
– На ваш взгляд, какие проблемы в первую очередь препятствуют приходу иностранных инвесторов в Россию?
– После перестройки прошло 15 лет, но в стране мало было сделано для привлечения инвесторов. Капиталы приходят в Москву, и это понятно: многим рынка столицы достаточно. Очень важным фактором прихода западных вкладчиков является ценовое соотношение на продукцию в России и за границей. Есть йогурт «Ehrmann», его начали экспортировать в Россию, он пошел хорошо, потом построили здесь современное производство. Это стало возможно, потому что этот йогурт в России стоит дороже, чем в Германии. С книгами, к сожалению, другое дело.
– Рабочая сила сегодня у нас дешевле, чем в Европе?
– В России рост заработной платы работников не соответ-ствует производительности труда. Здесь она очень низка по сравнению с европейскими странами. И в определенных отраслях труд в России уже стоит дорого, что приводит к высоким ценам на продукцию и снижает ее конкурентоспособность по сравнению с товарами зарубежных производителей. Россия по стоимости рабочей силы уже становится дороже, чем Китай, куда приходят многие инвесторы. Наш комбинат силами 700 работников в месяц производит 2 млн. книг. Такой же объем продукции в Германии выпускают 200 работников, но на более современном оборудовании.
– На ваш взгляд, насколько Ярославская область и Ярославль привлекательны для иностранных инвесторов?
– На одной из последних областных конференций был представлен рейтинг регионов, где Ярославская область заняла первое место по привлекательности законодательной базы. Но это далеко не все, что имеет значение для инвесторов.
В России упустили очень серьезный шанс привлечь иностранные инвестиции в создание реальных производств. Здесь обычно предлагают вкладчикам какие-то старые предприятия, и многие туда вошли и что-то там сделали. Но это один вариант. Есть пример Китая, где в Шанхае создана промышленная зона размерами 60 на 140 км. Там есть вся инфраструктура: электричество, газ, дороги, связь. Город это сделал за свой счет и пригласил инвесторов: поставьте здесь свои производ-ства и начинайте работать. В России такого вообще нет. Почему на это деньги не тратят?
Сейчас необходимо по-другому работать с инвесторами. У нас был очень хороший пример в Калуге. Мои коллеги изучали там возможность строительства предприятия и спрашивали представителей администрации: сколько стоит на различных площадках подключение электричества, газа и воды, какие есть налоги и льготы, сколько стоит киловатт-час и кубометр газа? Не знаю, сколько месяцев в Ярославле я ждал такой информации, но в итоге получил ее лишь частично. А в Калуге моим коллегам предоставили всю информацию в течение трех дней, на немецком языке, отправив по электронной почте в Германию.
Возможно, там работает новая команда, которая все-таки понимает, что инвесторам надо быстро реагировать на обстоятельства и сразу принимать определенные решения. Конечно, для вкладчиков необходимо создать как можно более льготные условия, чтобы они пришли и заинтересовались регионом, а потом помогать по всем направлениям, которые еще предстоит пройти до открытия нового предприятия. В целом в России бюрократия стала не меньше, чем когда-то, а намного больше. И это очень осложняет процесс прихода инвесторов, если им не помогают.
Но в целом у нас хорошие отношения с городом и областью, нас включили в инвестиционные программы, предоставили льготы по налогу на прибыль. Я считаю, что Ярослав-ская область и Ярославль имеют большой потенциал для привлечения западных инвестиций.