Обычно Михаил начинает уклончиво:
– Мы из «Горэлектросети», нам бы к счетчику пройти, откройте, пожалуйста, – говорит он в домофон подъезда дома № 13 по улице Папанина.
Дверь открывает молодая женщина.
– Так, последний раз платили за свет почти год назад, – констатирует Михаил, глядя в свои бумаги и сверяя их с показаниями счетчика.
– Да я не знаю, обычно муж платит.
– Долг более 700 киловатт. Отключаем вас за неуплату.
– Да ладно, мы заплатим, – улыбается женщина.
– Поглядите, свет горит? – спрашивает электрик, шуруя отверткой и плоскогубцами в щитке.
– Да.
– А теперь?
– Нет. Ой! Да вы что, серьезно отключаете?
– Уже отключил.
Только сейчас до женщины доходит, что электрики не шутят.
– И что мне теперь делать? У нас же ребенок маленький, электрообогреватель целый день работает.
– Когда уплатите, позвоните по этому номеру. Придем, подключим. Правда, за подключение еще около 100 рублей надо будет заплатить, – говорит Михаил, стоя уже в дверях лифта.
На следующем этаже лестничная площадка перегорожена мощной решеткой. Звоним:
– Нам бы к счетчику пройти...
Бабушка отпирает решетку, а сама скрывается в квартире. Правда, через минуту звуки телевизора за дверью смолкают и бабуля вновь выглядывает:
– Так это что вы тут делаете?
– Отключаем вас за неуплату.
– Безобразники. Я бы могла вам и не открывать! А вы что, обманом проникли? Я жаловаться буду! Уроды!
Но двери лифта за сотрудниками «Горэлектросети» уже закрываются.
– Так, «ублюдками» нас сегодня уже обзывали, теперь вот «уродами»... Еще как? Ах да, в одной квартире назвали «покойниками». Там бандиты, видно, какие-то живут. Грозились найти, – рассказывают электрики по дороге в следующий подъезд.
Работка у них не из приятных, поэтому на отключения ездят в порядке очереди каждый раз новые сотрудники. Чтобы не вступать в перебранку с жильцами, стараются дей-ствовать быстро – отсоединяют провода, вручают извещение об отключении за неуплату и – скорее в лифт.
Ежедневно они отключают в среднем около 20 квартир неплательщиков. Компьютер выявляет, кто не платил за свет более трех месяцев, а сумма неоплаченной электроэнергии превысила 300 киловатт-часов. Но у многих из тех, кого навещают электрики, задолженность больше полугода.
Особая проблема с районами частной застройки. Там люди пользуются большим количеством электрообогревателей и энергии жгут особенно много. При этом зачастую подключаются в обход счетчика, то есть попросту воруют электричество. А представителей «Горэлектросети» во двор не пускают, бывает, даже собак на них натравливают. Да и вообще, отключать электричество в частном секторе гораздо хлопотнее, чем в многоэтажных домах. Тем не менее делается и это.
– По нашим данным, исправно платят за свет только 68,7 процента ярославцев. У каждого четвертого есть задолженность на срок от одного до трех месяцев. Долг от трех месяцев до года имеют 4,2 процента, а 1,6 не платили за свет уже более года, – говорит заместитель директора МУП «Ярославская городская электросеть» Ирина Серкова. – Сначала мы рассылаем неплательщикам предупреждения. Если они не реагируют, подаем иски в суд о взыскании долга и отключаем электричество в квартирах.
Всего население Ярославля задолжало за свет порядка 15 млн. рублей. В результате «Горэлектросеть» оказывается должником перед «Ярэнерго».
– Несколько лет назад мы отключали предприятия-неплательщики и в конце концов приучили их к дисциплине, – прокомментировал происходящее сотрудник «Ярэнерго» Михаил Чирков. – Теперь вот «Горэлектросеть» взялась за воспитание рядовых граждан. К сожалению, многие люди относятся к электричеству как к подарку природы, который всегда был, есть и будет. Но на самом-то деле оно – продукт труда и энергетиков, и нефтяников, и шахтеров. Естественно, не бесплатный. Об этом почему-то забывают.
Можно предположить, что неплатежи населения за свет вызваны тем, что многие люди живут за чертой бедности и не в состоянии оплачивать счета энергетиков. Однако, по наблюдениям самих энергетиков, это вовсе не так. Ведь в сущности ежемесячная плата за электричество невелика по сравнению с тем, что люди платят за содержание жилья и другие коммунальные услуги – отопление, воду, газ, или, например, по сравнению с расходами на общественный транспорт. Практика показывает, что самыми исправными плательщиками оказываются пожилые люди, пенсионеры. Люди старой закваски привыкли к дисциплине. А неплательщики нередко встречаются среди ярославцев со средними или даже высокими доходами. Они зачастую не платят просто по забывчивости, по небрежности или лени.
В советские времена городские электросети были частью системы жилищно-коммунального хозяйства, и электричество включалось в единую квитанцию квартплаты. Но в 90-е годы департамент ЖКХ стал постоянно задерживать перечисление поступивших от населения денег энергетикам. Тогда они создали свой соб-ственный абонентский отдел, выдали гражданам отдельные абонентские книжки. Ну и, понятное дело, некоторые засунули эти книжки в дальние ящики и благополучно о них забыли.
– В следующем году мы планируем начать рассылку индивидуальных счетов каждому абоненту, – говорит Ирина Серкова. – Это должно повысить дисциплину платежей. А отключения у злостных не-плательщиков будем продолжать.