и компания» закона «О рекламе» и вынесло решение оштрафовать товарищество на 50 тысяч рублей.
Как нам сообщили в антимонопольном управлении, КТ «Социальная инициатива и компания» заказало на «Городском телеканале» и в компании «СИЭТ-М» рекламу, в которой кредитно-потребительский кооператив «СоцИнициатива и Кредит» предлагает населению ряд финансовых услуг. В рекламе, в частности, обещается от 15 до 24 процентов годовых по денежным вкладам в капитал кооператива, а также предлагается дать взаймы суммы под 17 – 19 процентов годовых. Управление ФАС по Ярославской области установило, что коммандитное товарищество не имело права давать данную рекламу в таком виде.
Кооператив «СоцИнициатива и Кредит» по закону имеет право оказывать кредитно-финансовые услуги, но только тем гражданам, которые являются его членами. Если бы это было указано в рекламе, никаких нарушений в действиях товарищества бы не было. Однако в рекламе услуги предлагались всем гражданам, а на это должна быть банковская лицензия. Но в рекламных носителях – сообщении на «Город-ском телеканале», показывавшемся с 19 по 23 июня, и 5 тысячах листовках компании, изготовленных «СИЭТ-М», – никакой информации о лицензии не было. А это нарушение статьи 5 федерального закона «О рекламе».
Согласно статье 22 того же закона ответственность за данное нарушение несут и рекламодатель, и рекламопроизводитель. Но «Городской телеканал» внес в договор с КТ «Социальная инициатива и компания» пункт о том, что рекламодатель сам несет ответственность за отсутствие информации о лицензии. Поэтому телевизионщики не понесли какой-либо ответственности, а директору «СИЭТ-М» было вынесено устное предупреждение. Кроме того, все их листовки изъяло КТ «Социальная инициатива и компания», признавшее свое нарушение.
Коммандитное товарищество привлекает граждан к участию в строительстве квартир. Желающий поучаствовать в строительстве должен внести определенный взнос. Если его не хватает, он может стать членом потребкооператива «СоцИнициатива и Кредит» и взять у него взаймы под опять-таки определенный процент.
Следует добавить, что потребительские кооперативы (ПК) – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства. Основная цель такого объединения – удовлетворение потребностей участников путем объединения членских взносов. Вопрос о том, какие проценты выплачивать участникам кооператива и под какие проценты давать им взаймы, решается на общем собрании его членов. Собрания ПК «СоцИнициатива и Кредит» проводятся в Москве. Ездят ли туда ярославцы, ставшие его членами, и имеют ли они возможность влиять на его решения – неизвестно.
Более того, если есть соответствующая запись в уставных документах, собрания кооперативов имеют право менять проценты по вкладам и по кредитам хоть три раза в день. Внутри кооперативов идет постоянная борьба между теми, кто дает кредиты (им выгодно давать под высокие проценты), и теми, кто получает взаймы (им выгоднее платить низкие проценты). Поэтому человек, получая утром взаймы под низкий процент, вечером может обнаружить, что процент вырос. Или, вкладывая деньги под высокий процент, получить их обратно с низким или вообще без процента, потому что собрание членов кооператива вполне может принять и такое решение.
При этом государство не гарантирует финансовую устойчивость некоммерческих организаций, а значит, и возврат вкладов. Деньги вносятся вкладчиками на основе доверия. Страховые компании, как удалось узнать, не страхуют риски вкладчиков кооперативов: суммы небольшие, а риск их невозвращения велик. Но об этом в рекламе говорить не принято.