четверг 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 03 сентября 2004

Что нам стоит ЖКХ реформировать?

С человеком, занявшим высокий государственный пост, принято беседовать о первых итогах его деятельности через 100 дней. Авотношении Вячеслава БЛАТОВА этот срок превышен уже почти вдвое. Прошло полгода с тех пор, как он был приглашен на должность заместителя губернатора Ярославской области.

 

Круг проблем, за которые поручено отвечать Вячеславу Юрьевичу, несамый выигрышный. Чем в жилищно-коммунальной отрасли можно прославиться, если даже понять, почему в ЖКХ все так плохо, может не каждый? Что такое реформа жилищно-коммунальной отрасли? Зачем она нужна? Как она делается? И делается ли вообще илио ней только разговоры ведутся? Вот обо всем этом мы и решили с ним поговорить. Решили только теперь потому, что и вправду таотрасль, которой Блатову поручено руководить, требует самого серьезного подхода. За короткий срок дай бог разобраться в проблемах. Удалось ли это теперь?..

– Скажите, Вячеслав Юрьевич, не испытываете ли в чиновничьем «хомуте» тоску по прежней «свободной» жизни? В бизнесе никто и ничто (кроме налогового законодательства) над вами не довлело, а как депутат областной Думы вы имели немалую власть, занимались законотворчеством, при этом даже не зная, наверное, как эти законы реализуются...

– Не такой уж и беззаботной является жизнь депутата. Особенно если ответственно подходить к исполнению тех поручений, которые дали тебе избиратели. Надеюсь, я оправдал ожидания людей. В своем округе помог многим горожанам в решении их проблем, между прочим, именно жилищно-коммунальных. Как законодатель был автором ряда важных законопроектов, многие из них стали законами, действуют сейчас и оказывают свое влияние на жизнь региона. Причем они касались именно тех отраслей, которыми мне приходится заниматься теперь. Поэтому нынешняя моя работа стала логическим продолжением депутатской деятельности.

– Давайте сегодняшнюю беседу посвятим проблемам одной отрасли – ЖКХ. Расскажите о ходе пресловутой реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ярославской области. Что это такое вообще, кроме повышения тарифов на оказываемые населению услуги?

– Расскажу, но предупреждаю, ответы будут строго по сути вопроса, а поэтому несколько сухими... Итак, главной целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства как страны в целом, так и каждого ее региона в отдельности (и Ярославской области, в частности) является достижение надежного и бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Потребители, оплачивающие предоставляемые им предприятиями отрасли жилищно-коммунальные услуги, должны иметь постоянную возможность требовать от них соответствия качества услуги величине произведенной за нее оплаты. Предприятия, неспособные обеспечить требуемое качество и необходимое количество услуг, обязаны без вмешательства государства уходить с этого рынка и немедленно, без ущерба для потребителей заменяться более умелыми конкурентами.

– Существует ли какая-то местная и общефедеральная нормативно-законодательная база, опираясь на которую предприятия ЖКХ и органы управления отраслью осуществляют реформу, а любой квартиросъемщик, изучивший эту базу, может проверить, в том ли направлении реформа движется?

– Да, в Ярославской области еще в 1997 году начата реализация региональной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, рассчитанной на срок до 2003 года. Документ был разработан на основании концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ. В настоящее время в регионе действует утвержденная постановлением губернатора новая целевая программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Ярославской области на 2004 – 2005 годы, а также разработанные в соответствии с ней муниципальные программы.

– И все же очевидно, если бы в ЖКХ все было нормально, то и реформировать его не пришлось бы. Ведь так? Отрасль в кризисе, это не скрывается. В чем заключается кризис? Каковы его причины?

– Одной из основных, лежащих на поверхности причин кризиса жилищно-коммунального хозяйства, в котором оно оказалось в последние десятилетия, является острое недофинансирование отрасли. Как исторически сложилось, население оплачивает лишь часть стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а недостающие средства выделяются предприятиям ЖКХ из бюджетов разных уровней. Точнее, должны выделяться, но увы! Кроме того, сказывается недостаточно внимательное отношение в отрасли к новым технологиям...

– Ага! Понятно! Вот вам и вся реформа: пусть население оплачивает сто процентов стоимости ЖКУ, и предприятия отрасли сразу станут работать нормально? Кстати, и на внедрение новых технологий день-ги у них появятся. Ведь так?

– Действительно, в ситуации, когда бюджет оказался неспособным полностью покрыть расходы отрасли, звучало немало предложений немедленно переложить финансовую нагрузку на плечи населения. Но этот, кажущийся простейшим путь вывода жилищно-коммунального хозяйства из кризиса невозможен. Хотя бы потому, что такой подход к решению проблемы не сможет сразу изменить укоренившийся иждивенческий настрой среди ряда руководителей предприятий ЖКХ и не позволит создать в отрасли конкурентную среду. Приходилось бы еще долгое время волевыми усилиями административных органов понуждать их к оптимизации расходов, к совершенствованию технологической базы, вообще к какому бы то ни было развитию. Нельзя таким образом профинансировать и быстрое обновление основных фондов предприятий отрасли.

Но и отрицать необходимость достижения полной оплаты жилищно-коммунальных услуг потребителями также невозможно. Однако введение ее должно быть постепенным. Этим прин-ципом с самого начала реформы в регионе руководствовалась администрация Ярославской области. Никогда за все время проведения реформы в области не ставилась задача достижения опережающих темпов реформирования, которые превратили бы ее в явление экстремального ряда. Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в нашей области не превышало темпов роста реальных доходов населения. Подтверждением этого является тот факт, что показатель доли платежей населения за ЖКУ в совокупном доходе семьи в целом по области в течение ряда лет практически не изменялся и был порядка 10 – 11 процентов. Во втором квартале 2004 года он составил 11,2 процента при установленном федеральном стандарте 22 процента.

Максимально возможный уровень платежей населения к полной стоимости жилищно-коммунальных услуг также определяется федеральным стандартом. И за все время реформирования отрасли в Ярославской области он также не достигал максимума. Сейчас этот показатель в регионе составляет 68,3 процента при федеральном стандарте 90. По состоянию на 1 января 1998 года, то есть в самом начале реформы, уровень платежей населения был 29,8 процента от полной стоимости ЖКУ.

Устанавливаемые администрациями муниципальных округов тарифы на жилищно-коммунальные услуги всегда соответствовали реальным доходам населения, проживающего на данной территории. Именно поэтому наи-более высокий уровень оплаты ЖКУ сложился в областном центре. Жители Ярославля оплачивают 82,1 процента от их полной стоимости. Еще в нескольких муниципальных округах уровень оплаты выше среднего по области. Однако есть территории, где местные власти по два года не повышали уровень платежей, и он сохраняется в пределах 40 – 50 процентов.

– Почему так происходит?

– Я думаю, что это объясняется не столько заботой муниципальных руководителей о подведомственном населении, сколько популистскими предвыборными мотивами (как помните, наверное, в области недавно состоялись выборы глав местного самоуправления). А между тем столь существенное отклонение от федерального стандарта приводит к дополнительному, ничем, кроме узких политических интересов, не обоснованному расходу и без того остро недостающих бюджетных средств.

– А еще немало головной боли руководителям жилищно-коммунальной отрасли создают, вероятно, льготы на услуги ЖКХ? Оказывать их обязывает закон, но никто не объясняет, где взять деньги на компенсацию выпавших доходов...

– В целях упорядочения расходов на предоставление льгот в Ярославской области проведен анализ категорий населения, имеющих льготы по оплате услуг ЖКХ. В результате выяснилось, что более 40 категорий граждан имеют право на те или иные виды льгот. Во многих случаях льгота представляет собой платеж в размере 50 процентов от тарифа по приходящейся на квартиру норме потребления тепловой энергии, от платы за обслуживание квартиры. В итоге складывается парадоксальная ситуация, когда семья льготника, проживающая в большей квартире, пользуется в денежном выражении большей льготой, нежели те, кто и без того стеснен. Таким образом нарушаются прин-ципы социальной справедли-вости.

Но самую значительную категорию льготников, расходы по финансированию которой несет региональный бюджет, составляют ветераны труда. Их в Ярославской области примерно 400 тысяч человек, или 97 процентов общего числа пользующихся льготой по закону «О ветеранах». Присвоение звания «Ветеран труда» определяется переч-нем, рекомендованным письмом Министерства труда и социального развития № 5635-КС от 07.10.98 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Проведенный анализ показал (да и обычные житейские наблюдения подтвердят), что знаков отличия, дающих право на ветеранское звание и соответствующие льготы, в подавляющем большинстве случаев удостаиваются люди, без того уже получившие немало социальных привилегий от властных структур. Вероятно, они достойны и вновь получаемых привилегий. Ведь речь идет не о наличии или отсутствии социальной справедливости. Речь идет о наличии денег. Если в бюджете нет средств на финансовое обеспечение предоставляемых льгот, то есть ли смысл их предоставлять? Однако решать эту проблему придется не столько на областном, сколько на федеральном уровне.

– И все же... Тарифы на жилищно-коммунальные услуги постоянно растут, и все большему количеству людей становится не по силам их оплачивать. Если уж вменило государство вам, коммунальщикам, в обязанность предоставлять льготы населению, так уж будьте добры позаботиться о бедных...

– Но ведь и тут палка о двух концах! Продолжающийся и являющийся пока неизбежным рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги порождает следующую проблему. Чем больше тариф, тем большую денежную величину представляет в процентах выраженная льгота. Точно так же обстоит дело и с бюджетным субсидированием разницы между полной стоимостью услуги и стоимостью по тарифу. Вывод из этого один. В существующих в настоящее время условиях повышение тарифов ведет лишь к увеличению не возмещенных из бюджета затрат предприятий ЖКХ, а потому невыгодно им.

//Беседовал Семен АВДЕЕВ.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают