в состав ОАО «РусПромАвто». ЯМЗ – ведущий российский производитель дизельных моторов для грузовых автомобилей и автобусов. Основные потребители продукции предприятия – Минский и Уральский автомобильные заводы, а также автобусные заводы. Предприятие сегодня готовится к выпуску дизельных двигателей, соответствующих экологическим нормативам Евро-2 и Евро-3,
и намерено начать серийное производство ряда перспективных моделей двигателей.
Ярославский моторный – постоянный участник московской международной автомобильной выставки «Мотор Шоу-2004», которая в этом году проходила с 25 по 29 августа в Экспоцентре на Красной Пресне. На сей раз выставка собрала рекордное количество участников – 925 из 38 стран мира. Российскую промышленность представляли 584 предприятия из 65 городов.
Впечатляющим на «Мотор Шоу-2004» было присутствие холдинга «РусПромАвто» – основного отечественного производителя автомобильной техники. Предприятия холдинга – ГАЗ, ПАЗ, «Урал», ЛиАЗ, «Автодизель», ЯЗДА, ЯЗТА и многие другие заняли ведущие места в экспозиции настоящего и будущего российского автопрома. Это не случайно. Сегодня, как отметил генеральный директор ОАО «РусПромАвто» Александр Юшкевич, холдинг является № 1 в России в производстве легких коммерческих грузовиков, легковых автомобилей класса D, автобусов, строительно-дорожной техники, большегрузных автомобилей и дизельных двигателей.
– Ежегодно, начиная с 2001 года, предприятия «РусПромАвто» увеличивают продажи примерно на 15 – 20 процентов, – сообщил журналистам Александр Юшкевич. – Объем продаж холдинга в 2003 году составил около 2 млрд. долларов, в этом году будет порядка 2,2 млрд. долларов.
Представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко почти полчаса посвятил изучению новых моделей Горьковского и Уральского автозаводов, изумился быстрой реакции предприятий на запросы потребителей по совершенствованию дизайна и салонов автомобилей и автобусов.
– Введение повышенных пошлин на иномарки дает свои результаты, – сообщил Сергей Кириенко на пресс-конференции. – Российские автомобильные заводы сумели воспользоваться ситуацией, что видно невооруженным глазом. Сегодня все заводы прибыльны. Три года назад нам это даже не снилось. Рост производства только легковых автомобилей в России составил в первом полугодии 10 – 20 процентов. Произошло резкое расширение модельного ряда. Открытие этого года – кардинальные изменения в дизайне и интерьере автобусов и грузовых автомобилей.
Евро-3 для нас не страшен
ОАО «Автодизель» на «Мотор Шоу-2004» представило свои перспективные разработки – двигатели, соответствующие экологическим нормативам Евро-3. Как сообщил газете генеральный директор завода Алексей Петров, предприятие готовится к введению в стране экологических нормативов Евро-2 и Евро-3. В планах Правительства РФ – введение с 2006 года комплектации новых автомобилей двигателями, отвечающими экологическим нормативам Евро-3. А с 2008 года вся автомобильная техника должна будет выпускаться по стандарту Евро-3.
– На нашей экспозиции впервые представлен восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-658 мощностью 420 л. с., соответствующий стандартам экологической безопасности транспортных средств Евро-3, с коробкой передач ЯМЗ-239, – сказал Алексей Петров. – Двигатель укомплектован топливоподающей системой фирмы BOSСH с электроникой. В этом году завод выпустил три таких силовых агрегата, в 2005-м мы произведем опытно-промышленную партию из 10 двигателей. С 2008 года должны будем полностью перейти на выпуск двига-телей стандарта Евро-3 для
комплектации автомобильной техники.
Дорожные испытания двигателя ЯМЗ-658 в составе также представленного на выставке автомобиля МАЗ (пробег свыше 50 тыс. км) показали, что кроме обеспечения современных экологических нормативов силовой агрегат позволяет улучшить тягово-динамические характеристики автомобиля, снизить эксплуатационный расход топлива и масла, улучшить уровень шумового излучения.
Накануне международной автомобильной выставки предприятие получило сертификат соответствия на двигатель ЯМЗ-658 стандарта Евро-3 в системе сертификации ГОСТ Р и опередило российских конкурентов – производителей аналогичной продукции. Теперь двигатель и оснащенный им автомобиль обретают официальный статус, а их покупателю гарантирована нормальная процедура регистрации машины и ее выпуска на территории России.
Объем инвестиций, необходимых ЯМЗ для организации серийного производства двигателей, соответствующих экологическим нормативам Евро-3, оценивается в 54 млн. долларов. Основным потребителем двигателей ЯМЗ-658 является партнер ОАО «Автодизель» – РУП «Минский автомобильный завод» (МАЗ), который одновременно должен будет создать новый грузовой автомобиль стандарта Евро-3.
Глава «РусПромАвто» Александр Юшкевич на вопрос нашей газеты, готов ли холдинг участвовать в организации серийного производства двигателей стандарта Евро-3 на ЯМЗ, ответил: «Это глобальный проект, который требует значительных средств. Мы их будем искать».
Генеральный директор ЯМЗ Алексей Петров сообщил газете, что это направление развития предприятия содержится в проекте совместной российско-белорусской программы «Развитие дизельного автомобилестроения до 2008 года». Сейчас готовится ее принятие.
Перспектива на десятилетия
ЯМЗ весной объявил о начале проекта по выпуску двигателей семейства «литр на цилиндр». Предприятие впервые представило на «Мотор Шоу-2004» опытный образец двигателя ЯМЗ-536.10 семейства «литр на цилиндр» в комплектации шести цилиндров.
ОАО «Автодизель» планирует выпускать два вида двигателей ЯМЗ-530 семейства «литр на цилиндр» – четырехцилиндровые (мощность до 200 л. с.) и шестицилиндровые (до 300 л. с.). До конца 2004 года предприятие подготовит бизнес-план, усилит работы по НИОКР и возобновит производство опытно-промышленных партий двигателей – в 2005 году решено вы-пустить 150 опытных образцов.
Ярославский моторный завод готовится к 2009 году выйти на серийное производство 25 тысяч новых двигателей семейства ЯМЗ-530, соответствующих экологическим нормативам Евро-3. Предприятие планирует при благоприятной ситуации на рынке к 2010 – 2012 годам производить 80 – 100 тысяч двигателей в год. Основными потребителями моторов будут автомобильные заводы, входящие в «РусПромАвто», в частности ГАЗ, ПАЗ и ЛиАЗ, а также ЗИЛ и МАЗ; тракторные заводы – Владимирский, Волго-градский, Липецкий и Алтайский; производители комбайнов –
«Ростсельмаш», Красноярский и Таганрогский заводы.
– Для реализации этого проекта предприятию требуется 80 – 90 млн. долларов инвестиций, – сообщил Алексей Петров. – Мы планируем организовать производство по современному западному образцу: на ЯМЗ будет выпускаться 10 – 20 базовых деталей двигателей, остальные компоненты нам будут поставлять 20 предприятий-смежников.
По самым скромным подсчетам рынок двигателей в стране насчитывает 100 тысяч двигателей в год в нескольких сегментах: автомобильном, сельскохозяйственной техники и промышленных образцов. Тем более, что с введением в России через несколько лет экологических нормативов Евро-3 могут уйти с применения бензиновые двигатели Заволжского моторного завода, которыми комплектуются сегодня среднетоннажные грузовики ГАЗа.
Как отметил на пресс-конференции глава «РусПромАвто» Александр Юшкевич, холдинг будет реализовывать этот проект либо совместно с другими производителями двигателей, либо самостоятельно.
– Мы пришли к выводу, что целесообразно искать не только средства, но и партнеров, – заявил глава «РусПромАвто». – Мы считаем, что три или четыре различных таких двигателя для страны не нужны. Поэтому мы ведем переговоры с Минским моторным заводом, КамАЗом и другими, чтобы создать для России один двигатель семейства «литр на цилиндр». Я предложил реализовать этот проект в рамках совместной российско-белорусской компании «Белрусавто». Если мы не найдем общий язык, то будем производить двигатель в одиночку.
ЯМЗ будет делать газовые двигатели
Новое направление в деятельности ЯМЗ – выпуск газовых двигателей. В своей экспозиции «Автодизель» представил восьмицилиндровый газовый двигатель ЯМЗ-831.10. В прошлом году здесь показывали его макет. Сейчас этот силовой агрегат готов к эксплуатации на дизель-генераторных установках. Газовый двигатель открывает новое перспективное направление работы предприятия – выпуск энергоустановок, работающих на природном газе. Газопоршневые электроагрегаты серии АП-100С-Т4000З мощностью 100 кВт будут иметь повышенный спрос на рынке электроагрегатов, что позволит расширить номенклатуру и объемы продаж изделий для автономной энергетики.
Опытная партия газовых двигателей ЯМЗ-831.10 и электроагрегатов на их базе выпущена предприятием уже в этом году. Сейчас установки находятся в подконтрольной эксплуатации в различных регионах России. Промышленное производство этой продукции завод планирует освоить в 2005 году.
Кроме того, на «Мотор Шоу-2004» компания представила новую шестиступенчатую коробку передач ЯМЗ-336. Она дополняет новое семейство 6-, 9-, 14-ступенчатых коробок передач, разрабатываемых в ОАО «Автодизель» для комплектации двигателей ЯМЗ мощностью 200 – 300
л. с., в том числе с показателями Евро-2 и Евро-3, в составе автомобилей МАЗ, КрАЗ, «Урал» и др., автобусов большого и среднего класса.
По сравнению с серийно выпускаемой сейчас пятиступенчатой коробкой передач ЯМЗ-236 новая КП ЯМЗ-336 имеет больший крутящий момент (до 120 кгс-м) и лучшие потребительские свойства при эксплуатации. В настоящее время эта продукция выпускается опытными партиями, промышленное производство планируется начать в 2005 году. Шестиступенчатая коробка передач ЯМЗ-336 заменит на автомобилях пятиступенчатую коробку передач ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238М.
Продукция «Автодизеля» идет нарасхват
В этом году ЯМЗ увеличит по сравнению с 2003-м объемы производства на 9 – 10 процентов, с 54 до 59 – 60 тысяч двигателей, планируя выпустить товарной продукции на 9,5 млрд. рублей. Об этом газете на выставке сообщил генеральный директор завода Алексей Петров.
– Ситуация на рынке дизельных двигателей для завода складывается благоприятно – спрос на силовые установки достаточно высокий, почти ажиотажный, – отметил глава предприятия. – У завода есть даже определенные трудности в выполнении заказов потребителей. Мы работаем в две смены, на некоторых участках – в три. Предприятие увеличивает объемы производства, перевыполняя бизнес-план. Заявки на 2006 год превышают объемы закупок двигателей текущего года. Мы намерены удовлетворить все заявки потребителей, одновременно проведя серьезную работу по повышению качества нашей продукции и сокращению издержек. Мы являемся первым производителем дизельных двигателей в России и хотим остаться № 1.
Генеральный директор ОАО «Автодизель» уточнил, что предприятие должно закончить 2004 год с чистой прибылью. Так, в первом полугодии этого года чистая прибыль завода составила 55,19 млн. рублей, тогда как в аналогичный период 2003 года компания понесла чистый убыток в 39 млн. рублей.