пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 01 сентября 2004

Непокорный Савельев

Многие жители области помнят, как за принципиальность и мужество говорить правду вслух собственники отправили в отставку генерального директора Ярославского моторного завода Владимира Савельева. Отдав предприятию всю жизнь, руководитель был вынужден уйти с завода. Он так и остался непокоренным директором: волевым, проницательным, полным сил и желания работать и в то же время, как прежде, открытым к общению, простым человеком.

 

Мы решили рассказать, чем сейчас занимается бывший директор крупнейшего предприятия, какие у него планы на жизнь, взгляды на события, происходящие в стране и регионе. Владимир Савельев охотно согласился дать интервью нашей газете.

– Владимир Егорович, многие ярославцы запомнили вас как директора ЯМЗ, не забыли и то, как вы уходили. Нашли ли себе другую работу?

– Совет директоров ОАО «Автодизель» принял решение освободить меня от должности генерального директора предприятия в декабре 2002 года. До сих пор я никуда на работу не устроился. Почему? В Ярославле стоящих предложений практически не было. Лишь губернатор звал на должность советника по машиностроению – другой вакансии у него не было. Но у главы региона уже есть заместитель по промышленности и департамент промышленности. У меня был неиспользованный отпуск за 4 года, и я решил отдохнуть. Плюс я оставался депутатом областной Думы, а это – приемы избирателей, заседания...

– Напомните читателям, какие были мотивы у «РусПром-Авто» увольнять вас с ЯМЗ?

– Поводом к увольнению стала пресс-конференция, где я выступил против инициатив холдинга. А причиной конфликта было двухгодичное противостояние между мной и холдингом по вопросам развития «Автодизеля».

– Какие ваши взгляды или действия не устроили новых собственников?

– На ЯМЗ разработали новое, 530-е семейство рядных двигателей «литр на цилиндр» для того, чтобы ЯМЗ не потерял свой традиционный рынок и даже смог его расширить. Но, видимо, у руководителей «РусПромАавто» были другие задачи.

Кроме того, руководство холдинга решило, что российские разработки в автопроме никуда не годятся, поэтому надо брать образцы с Запада. Так у них возник проект с созданием в Ярославле сборочного производства двигателей фирмы «Ивеко».

Мы на «Автодизеле» не возражали против размещения в Ярославле этого сборочного производства, но настаивали, чтобы оно открылось на базе действующего завода. «РусПромАвто» предлагало другой вариант – создание «Новой компании», куда должны были быть переданы ликвидные активы ЯМЗ. Мы понимали, что чем больше двигателей произведет эта новая компания, тем меньше будет рынок для ЯМЗ, который постепенно разорят, а трудовой коллектив сократят до предела.

Это и стало главной причиной наших разногласий с холдингом. Им надоело меня терпеть. Не по душе мне была и политика отказа от социальных обязательств предприятия перед городом и трудовым коллективом.

– «РусПромАвто» действительно предлагало вам занять какой-то высокий пост в холдинге сразу после отставки?

– Мне предлагали вернуться на завод в качестве председателя совета директоров с очень большой заработной платой и некоторыми полномочиями. Но это была должность «министра без портфеля». Я понимал, что мне предлагают стать чем-то вроде громоотвода перед людьми и властями, и отказался.

– При уходе с предприятия вы получили какое-то выходное пособие?

– Я не мыслил себя без родного предприятия, поэтому и тылы не готовил. Моя собственность – дача площадью 49 кв. м, которую строил сам более 10 лет, машина, квартира. Нет никакого бизнеса – я даже не думал, чем можно заниматься. Отступных или откупных при увольнении не получал. Пока на жизнь хватает.

– Владимир Егорович, почему на прошлых выборах вы снова не баллотировались в депутаты областной Думы или выше – в Госдуму РФ?

– Вопрос, конечно, интересный. Почему не пошел обратно в депутаты областные? Большая часть занятий народных избранников сегодня – приведение ранее принятых законов в соответствие с федеральным законодательством. Это рутинная работа. Так, мы хотели на законодательном уровне решить вопрос о сборе цветных металлов, чтобы не было разграбления дач и предприятий, воровства проводов с линий электропередачи. Только приняли запретительные меры, как на федеральном уровне запреты убрали. Поэтому большого удовлетворения от работы в Думе не было. Депутатские приемы – это другое. Мы помогли людям практически в 90 процентах случаев, если это не касалось глобальных и финансово затратных проблем.

А предлагали мне не только депутатство. Например, было предложение в Москве возглавить крупную холдинговую управляющую компанию в нефтяном секторе – объединение восьми машиностроительных предприятий, выпускающих оборудование для нефтяников и газовиков. Зарплату предлагали немереную...

– Почему же отказались?

– Надо было в Москве жить, а я ее не люблю – этот сумасшедший поток информации, людей и машин. Во-вторых, в столице собран сгусток всего негативного: коррупция, воровство, наркотики, проституция... В-третьих, я не готов куда-то по-серьезному перебираться из Ярославля. Я здесь вырос, человеком стал.

– А еще что вам предлагали?

– Звали меня в депутаты Госдумы России. Но это опять надо перебираться в нелюбимую мною Москву. А потом, я не люблю штаны протирать в кабинетах – предпочитаю живое дело, чтобы сегодня потрудился, а завтра было видно, что ты сделал, а что нет.

– Чем же вы все-таки занимаетесь?

– Без дела я сидеть не умею и не могу. Из активной жизни так и не выключился. Когда обращались за советом с «Автодизеля», ЯЗТА, никогда не отказывал. Сейчас в Костроме помогаю своим друзьям наладить работу завода «Строммашина», который выпускает нефтегазовое, дробильно-размольное оборудование для карьеров. Там тоже тяжелая ситуация.

– Многие помнят ваше высказывание в областной Думе, что теперь займусь выращиванием капусты на даче. Получается?

– Сейчас чаще стал посещать свой огород, который мы с женой создали сами на берегу Солоницы. Моя дача – это небольшой, обшитый тесом сруб с пристроенными верандами. Сад – наша гордость, здесь море цветов. Есть и капуста, она затерялась между теплиц. Мы не ставим задачу «повышать урожайность» или добиваться рекордов. Можно дернуть огурчик с грядки, обтереть о штаны, рюмочку выпить и закусить свеженьким.

Чаще бываю на рыбалке, в лесу, на охоте. В декабре прошлого года убил первой пулей хорошего кабана на 130 – 140 кг. Рыбачу на Солонице или на Рыбинском море.

Чувствую потенциал знаний, опыта, навыков, умений, кото--рые могут пригодиться людям.

– Как вы оцениваете ситуацию в ярославской промышленности?

– У нас в промышленности достаточно устойчивая ситуация – зарплату платят вовремя, хоть она и не столь высока, как хотели бы работники заводов. Достойная оплата труда всегда там, где предприятие хорошо работает и зарабатывает прибыль, а владельцы заинтересованы, чтобы оно стабильно работало и имело перспективы.

Есть такие примеры в регионе. На «Техуглероде» зарплата повышается постоянно и руководитель не гребет все под себя. Это социально направленный бизнес, когда проблемы коллектива решаются без конфликтов. А где не видно перспектив, не уделяется внимания условиям труда работников и размеру их зарплаты, там и сложности.

– Сейчас в Ярославской области острой остается проблема массовых сокращений на предприятиях. Как должен вести себя руководитель при сокращении издержек?

– Наведение порядка на заводе, сокращение затрат по всем направлениям, исключение дублирования – это возможно ради более эффективной работы всего предприятия. Но нельзя идти на радикальные сокращения на таких крупных предприятиях, как ЯМЗ. Это приведет к социальному взрыву. Представьте, если сейчас закроется большое производство, куда денется эта масса рабочих?

В любом случае генеральный директор, руководитель предприятия должен быть буфером между хозяевами завода и трудовым коллективом, между хозяевами и региональными властями. Он должен отстаивать в первую очередь интересы работников и региона. В противном случае зачем такой руководитель нужен?

– Ваша жена много лет отработала учителем и получала, как и все педагоги, мизерную зарплату. Какие шаги должно предпринять государство, чтобы вывести врачей и педаго--гов из этого нищенского положения?

– Действительно, моя жена – педагог, и многие годы я видел, как она за копейки корпит над тетрадями. Бюджетники получают крайне мало. Им, безусловно, надо повышать заработную плату, потому что на сегодняшний доход, если его так можно назвать, им не прожить. Взять одинокого учителя, который получает в школе 2300 – 3000 рублей. При таких коммунальных платежах, стоимости продуктов и транспортных услуг жить ему просто не на что. Государство загнало людей в угол, и оно должно вывести их из унизительного положения, вернуть людям этих профессий былой авторитет.

* * *

Биографическая справка

Владимир Егорович САВЕЛЬЕВ родился 25 июля 1947 года в деревне Пепелевке Смоленской области в многодетной семье рабочих совхоза. Окончив среднюю школу, приехал в Ярославль, где начал работать слесарем в литейном цехе ЯМЗ. В 1965 году, в возрасте 18 лет был избран комсоргом 4-го литейного цеха и поступил во Всесоюзный политехнический институт, откуда в 1967 году был призван в армию.

После демобилизации вернулся на ЯМЗ, работал электромонтером на главном конвейере – в цехе сборки и испытания моторов (СИМ-2), а потом стал и начальником этого крупнейшего цеха. В 70-х годах окончил Высшую школу профсоюзного движения ВЦСПС. В 1981 году Владимир Савельев был избран председателем профкома предприятия. В 80-е годы эта организация насчитывала 50 тысяч членов.

В 1985 году Савельев был назначен заместителем генерального директора по производству. В феврале 1997 года – самые сложные времена забастовок и невыплат заработной платы – его избирают генеральным директором ОАО «Автодизель». Ему удалось вывести завод из затянувшегося кризиса.

Владимир Савельев женат, имеет сына, двух внучек и внука.

Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ.

Читайте также
  • 15.01.2013 Коллектив музея отстоял своего директора Хорошая новость – Наталья Левицкая остаётся руководителем Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.  
  • 28.12.2012 Как режут крылья«Северный край» - давнишний член нашей семьи. Просто не могу представить, как это вдруг я не увижу у себя дома издания, на которое вознамерились
  • 01.12.2012 3 декабря – Международный день инвалидов Дорогие друзья! Международный день инвалидов – особый для каждого человека, этот день – напоминание всем нам о том, что рядом живут люди, которым особенно трудно в жизни.
  • 17.07.2010 «Единая Россия» берёт курс на обновление На этой неделе стало известно, что в Ярославской областной Думе сменился руководитель крупнейшей фракции – «Единой России».
  • 02.11.2005 Евгений ЗАЯШНИКОВ: «Всегда оставаться самим собой»7 ноября – день Великой Октябрьской социалистической революции. И день рождения нашего известного земляка Евгения Николаевича Заяшникова. В этом году у него юбилей – 60 лет.
  • 10.10.2002 В милиции матриархат? Руководитель Северного управления внутренних дел на транспорте (СУВДТ) полковник милиции М. С. Кулаков встретился с журналистами.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают