Итак, закон о замене социальных льгот натуральными выплатами принят. Хотя тексты закона видели только депутаты Госдумы РФ и члены Совета Федерации.
Еще за месяц до принятия закона посыпались комментарии в печати и различные одобрямсы от лица потребителей этих льгот. А это настораживает. Хорошие дела, как и хороший товар, в столь активной рекламе не нуждаются.
В нашей области самая массовая категория льготников, за исключением рядовых пенсионеров, претендующих лишь на бесплатный проезд по городу и 10-процентную скидку на лекарства, – это ветераны труда, ветераны тыла и репрессированные. Их у нас 200 тысяч. И льготы, на которые они могли по закону от 1995 года претендовать до сих пор, были весьма существенны. Теперь их полностью, кроме услуг ЖКХ, должны финансировать областные, республиканские, краевые бюджеты.
«Принимая нормативные акты по социальной поддержке этой категории льготников, – написано в законе, – региональные власти должны соблюдать три основных принципа: объем финансирования этих льгот не может быть уменьшен, категории не могут быть сокращены, условия предоставления льгот не могут быть ухудшены». А хватит ли денег у субъектов, в частности у Ярославской области, чтобы выполнить эти условия?
Посчитаем, в какую сумму оцениваются льготы, предоставляемые конкретному ветерану труда – ярославцу Павлу Сергеевичу Кирпичникову.
– Самая существенная из льгот, – говорит он, – проезд на пригородном автобусе на дачу, которая, кстати, весьма пополняет бюджет нашей семьи: ягоды, картошка, иногда фрукты у нас свои. Моя жена – неработающая пенсионерка, не ветеран. Поэтому транспортная льгота для меня важна. Хотя стоимость билета в один конец и невысока – 15 рублей. Но за четыре месяца активной работы на даче за счет льгот мы экономим 480 рублей.
Я – работающий пенсионер. Поэтому ощутима и льгота на проезд в городском транспорте: 22 дня в месяц на работу и с работы при стоимости проезда 5 рублей – это 220 рублей. Как ветеран 50 киловатт электроэнергии – социальную норму – я получаю за полцены. Это еще 23 рубля в месяц. Услуги ЖКХ мне предоставляют за 50 процентов – за мою двухкомнатную квартиру в среднем выходит еще 368 рублей в месяц экономии. Итого бюджетные затраты на мои льготы составляют 651 рубль. Сможет ли их предоставить мне областной бюджет после того, как все эти льготы по закону будут возложены на субъекты Федерации?
В департаменте финансов нам назвали такую цифру: весь бюджет области составляет 9млрд. рублей. А на льготы только ветеранам, труженикам тыла и репрессированным нужно, по подсчетам финансистов, по 600 рублей в месяц, или 1,5 миллиарда в год. Такую сумму областной бюджет не выдержит. Несмотря на оговорку в законе, что все льготы ветеранам платят субъекты, кроме льгот по ЖКХ, фактически субвенции на эти цели из федеральной казны не поступают. Главный экономист ЖКХ области Любовь Наумкина говорит, что до 2002 года компенсация выпадающих доходов за эти услуги поступала не в полном объеме, а с 2002го полностью возложена на регион и иного порядка не предвидится, поскольку наша область недотационная. По сию пору расходы по льготам брал на себя не только областной бюджет, но и ОАО «Ярэнерго» – основной поставщик энергоресурсов на предприятия ЖКХ. Теперь при предстоящей монетизации льгот все расходы лягут на бюджет области и муниципальных образований.
Льготы на транспортные услуги областной бюджет также возмещал предприятиям транспорта лишь частично. Теперь – должен полностью. Аналогичная ситуация с газом. Где возьмет область 1,5 миллиарда в год чистыми деньгами – большой вопрос, как и реальность обещанных льгот. До сих пор продекларированных, но нефинансируемых льгот было не так уж много. Скажем, ветеран Павел Кирпичников ни разу не смог воспользоваться бесплатным протезированием зубов, хотя потребность в этом у него жгучая. В областной стоматологической отвечают: область финансирует только лечение и удаление зубов ветеранам, на большее средств нет. Теперь список таких нефинансируемых льгот, видимо, расширится.