Минувший год, по мнению докладчика, был для железнодорожников успешным. Грузооборот вырос на 10,5 процента, на 3,5 процента увеличилась перевозка пассажиров. Всего перевезено 1 млрд. 300 млн. человек. В целом для страны это хорошо, но плохо для акционерного общества как коммерческой организации.
Государство не компенсирует железным дорогам выпадающие доходы в связи с осуществлением этой важной социальной функции. Убытки составили примерно шестую часть доходов отрасли - 65 млрд. рублей, при том, что ОАО "РЖД" уплатило все текущие налоги в бюджеты в сумме 105 млрд. рублей.
Геннадий Матвеевич предложил от прямого предоставления льгот на проезд перейти к продаже всем гражданам полноплатных билетов, чтобы их транспортные расходы затем возмещали соответствующие бюджеты. Только эта мера, по подсчетам экономистов ОАО "РЖД", позволит вдвое сократить убытки от пассажирских перевозок.
Комментируя высказывания президента, первый заместитель начальника Северной магистрали Сергей Коломеец отметил, что пропорциональные убытки от пассажирских перевозок несет и СЖД, перекрывая их доходами от более прибыльной деятельности, например от грузовых перевозок, которые дорога по сравнению с 1998 годом увеличила в полтора раза. Он надеется, что не соответствующее рыночным отношениям положение с пассажирскими перевозками, убытки от которых во всех странах берет на себя государство, будет преодолено в процессе реформирования, с выделением из ОАО "РЖД" самостоятельных пассажирских железнодорожных компаний.