Неудивительно, что Людмила Чурсина получала мешки писем с признаниями в любви, в том числе и от... заключенных. Находились смельчаки, грозившие, отмотав срок, приехать и жениться. Впрочем, в этом смысле шансов не было даже у добропорядочных интеллигентов с университетским образованием. Чурсина была замужем, и весьма удачно.
Владимир Фетин, сделавший из студентки актрису, был на шестнадцать лет старше своей Галатеи и до встречи с ней снискал любовь народную презабавным фильмом «Полосатый рейс». Но, соединившись со своей юной половиной, к комедии больше не обращался. То ли не испытывал потребности, то ли полагал, что жене комические роли противопоказаны. Он занял Чурсину в таких важных для ее карьеры картинах, как «Донская повесть», «Виринея», «Любовь Яровая», «Открытая книга». К другим режиссерам, похоже, не ревновал, и актрисе удалось блеснуть в «Угрюм-реке», «Олесе», «Журавушке». Однако сама она вспоминает о супруге даже с некоторым упреком: «Владимир Александрович Фетин, царство ему небесное, был очень талантливым режиссером, никогда не шел на компромиссы и поэтому много лет сидел без работы. Чтобы заработать, мне приходилось сниматься вдвойне».
Чтобы уж покончить с частной жизнью звезды, отметим (если кто не в курсе), следующим ее суженым стал интеллигентный океанолог. В недавнем же прош--лом много шума наделал альянс Людмилы Алексеевны с сыном знаменитого чекиста и генсека Игорем Андроповым, о котором известно, что он дипломат, а по словам Чурсиной, еще и «настоящий патриот».
Чем больше публикуется интервью и материалов об актрисе, тем более загадочной и романтичной фигурой она предстает. Даже о ее рождении гуляют в прессе разные версии. В соответствии с одной, будущая знаменитость появилась на свет в медсанбате, подобравшем ее беременную маму-беженку. По иным сведениям, Чурсина родилась чуть ли не в картофельной ботве, прямо под бомбежкой.
В детсве наша героиня мечтала не то пароходы конструировать, не то в председатели колхоза податься. И увлекалась точными науками. А на актерскую стезю вступила так же случайно, как Доронина в «Старшей сестре». Отправилась на прослушивание за компанию с подругой – и прошла отбор аж в трех вузах. Делать нечего – пришлось выбрать лучший и учиться. В знаменитой Щуке Людмила так намучилась с исправлением дикции (да и по мастерству нахватала троек), что всерьез подумывала бросить актерское ремесло. Но не тут-то было: ее с головой накрыл фантастический успех «Донской повести». Дальнейшее известно: исключительная востребованность в кино, членство в худсовете «Ленфильма», работа на сцене Александринки. Наряду с кинематографической карьерой набирала обороты и общественно-политическая. Она даже выступала: «Ленинская годовщина обязывает всех нас с большой ответственностью подумать о будущем, о наших поисках и свершениях...»
Может, как раз поэтому в стране, где «секса нет», партопекуны муз терпели на экране носительницу гиперсексуального начала. Как видно, считали «своим человеком». Хотя кое-чего ей все же не позволили. Например, сыграть в «Любови Яровой» не одноименную героиню, лояльную к большевикам, а люто ненавидящую их Панову, чего очень хотелось Чурсиной. И еще один «милый пустячок» был ей заказан. Когда актриса получила приз за лучшую женскую роль на фестивале в Сан-Себастьяне, ей предложили трехлетний контракт с Голливудом на 15 картин! Но выяснилось, что Госкино против. А ну как заставят нашу идеологически выдержанную красавицу в антисоветчине сниматься? Или – хуже того – раздеться попросят? Дудки, не видать проклятым буржуинам «комиссарского тела»...
Будучи звездой, безусловно, советской, Чурсина дорожит своим стародавним зрителем, в массе своей с трудом приспособившимся к новым временам, и грамотно строит сегодняшний имидж. Весьма эффектная и по сей день, актриса скромно сообщает интервьюерам, будто по молодости взрастила в себе внутреннего полицейского: очень долго стеснялась самой себя – например, высокого (177 см) роста. Она не прочь ненавязчиво подчеркнуть, что ездит, как все, в метро, ходит сама на рынок. Что равнодушна к буржуазным ценностям и не страдает меркантильностью. То есть, расставаясь с мужчинами, обычно собирает чемодан и исчезает, оставляя машины и жилплощадь бывшим избранникам. В результате подобного бессребреничества сегодня даже обходится без собственной квартиры и автомобиля; что до загородного жилища – то пользуется двумя комнатами общественной дачи. (Впрочем, фотографам глянцевых журналов Людмила Алексеевна позирует в весьма цивилизованных домашних интерьерах.)
Странно, но стоило ей переехать в Москву (до 1984 года Чурсина жила в Ленинграде), как ее эротический магнетизм несколько поблек. Она сменила ПМЖ, чтобы сыграть в Театре Армии Настасью Филипповну. Вожделенная роль получилась на удивление целомудренной. Строгая, в темных платьях с воротником-стойкой, роковая женщина Достоевского выглядела кем-то вроде богомолки в миру, преуспевшей в умерщвлении плоти. Наверное, то была дань режиссерской установке. Но с той поры власть пола, власть ее естества становится неабсолютной. Возможно, это возраст слегка пригасил плотскую красоту и манкость, некогда парализовавшие и возбуждавшие одновременно. Зато в ее облике появился некоторый суховатый аристократизм. Как бы там ни было, Чурсина упорно стремится заместить убывающую власть тела властью другого рода. Собственно властью. И питает слабость к образам императриц, княгинь и прочих высокородных особ, облеченных правом повелевать.
Между тем критика, похоже, этих усилий не замечает, актриса как бы выпала из фокуса ее внимания. Зато массовыми изданиями Чурсина не забыта – с ней делают интервью, приглашают в телеэфир. Но лишь затем, чтоб расспросить о частной жизни, обсудить давние сплетни или услышать актерские байки. Однако вполне возможно, что рано или поздно Людмиле Алексеевне удастся взять реванш. Характер позволяет. Недаром в доме актрисы лежит на полу медвежий мех (она собственноручно порешила хищника ножом, неожиданно встретив в сибирской тайге). И, судя по всему, довольствоваться дележкой шкуры неубитого зверя – не в ее натуре.
«Алфавит».