Аквабайк
Однако мало кто знает, что в мировом масштабе (а в последние несколько лет – и в России) водный мотоцикл стал спортивным снарядом. Соревнования по аквабайку являются одновременно синтезом спорта, шоу и бизнеса, ничем не уступая таким великим зрелищам, как автомобильная «Формула-1», водномоторная «Водная формула» и снегоходная «Русская зима». Можно сказать даже больше: в аквабайке, как в Греции, есть все – от азарта до холодного расчета по вертикали и от релаксации до предельного напряжения по горизонтали. Но разобраться в том, что происходит в могучих бурунах и фонтанах брызг, неспециалисту бывает трудно. Хотя бы потому, что мотоцикл мотоциклу – рознь.
Стандартный «нестандарт»
На две большие группы водные мотоциклы делятся по способу размещения на них спортсмена. Он может либо стоять (мотоциклы этого класса называются «Скай дивижн»), либо сидеть (тогда это «Стандарт» либо Runaboat-1200). Мотоцикл «стоячий» привлекает внимание зрителей тем, что это – наиболее привычная для отдыха конструкция. В соревнованиях «Скай дивижн» спортсмен весь на виду, и борьба в некоторых дисциплинах этого класса (например, в кольцевых гонках) идет плечом к плечу, причем в самом что ни на есть прямом смысле этого слова. Эффектные кунштюки выделывают спортсмены на этих мотоциклах и во фристайле. Кто видел фильм «Водный мир», тот понимает, о чем идет речь. Спортсмены меняют стихии поминутно и посекундно – от полетов над водой до «заныриваний» в ее глубины. Вообще, выступления фристайлистов как нельзя лучше напоминают о том, что аквабайк зарождался именно как шоу. Естественно, что по мощности «Скай дивижны» уступают своим «сидячим» собратьям.
Мотоциклы, на которых спортсмен размещается сидя, являются, скорее, аналогами болидов «Формулы-1». Судите сами: объемы двигателей до 1200 см3, скорости за 100 км в час. Неубедительно? А припомните, что тормоза на воде отсутствуют в принципе, а инерция у суденышка с таким двигателем – дай бог какая. И нюансы управления здесь предельно жесткие: единственная оплошность иногда приводит к серьезным последствиям не только для турнирного положения, но и для здоровья гонщиков. Особенно это касается класса Runaboat-1200. По правилам, с мотоциклами этого класса «конюшня» спортсмена может выделывать все, что душе угодно. Естественно, больше всего «достается» двигателю – его форсируют ровно настолько, чтобы он как следует «отпахал» 3 – 4 гонки. Дальше этот мотор приходится перебирать буквально по винтику, иначе не избежать «разноса». «Стандарт», как ясно уже из названия, переделывать под свои цели и задачи можно только в самых скромных пределах: руль по фигуре подогнуть, сиденье отрегулировать... Зато здесь все «по-честному»: мощности двигателей практически соответствуют паспортным. Сами спортсмены, кстати, считают, что и в Runaboat-1200 все «по-честному»: увеличение мощности мотоцикла (при том же его весе) требует от гонщика повышенных усилий в управлении и увеличивает риск неточного прохождения трассы. Что в свою очередь чревато потерями драгоценных секунд.
Гонки, слалом и фристайл
В аквабайке есть три соревновательные дисциплины: фристайл, слалом и кольцевые гонки. Про фристайл уже было упомянуто, и особенно растекаться мыслью по древу здесь вряд ли уместно. Есть сильные подозрения, что это как раз та самая ситуация, когда лучше один раз увидеть...
Кольцевые гонки проводятся в виде массовых стартов. Здесь гонщики проходят несколько кругов, обозначенных буйками. Задача, естественно, одна – оказаться впереди всех. Точнее, их (задач) – три, потому что победитель определяется по сумме трех заездов. И победа в одном часто оценивается меньшим числом итоговых баллов, чем, к примеру, два вторых места и одно третье по сумме заездов. В общем, стабильность – признак мастерства. Естественно, что в кольцевых гонках значение имеет как готовность техники, так и мастерство пилотирования. Но краеугольный камень победы здесь при прочих равных – тактическое чутье и умение предвидеть ходы соперника. Естественно, что именно кольцевые гонки собирают на берегу наибольшее количество народу – от совсем уж праздных зевак до матерых специалистов.
Другое дело – слалом. Тут, как и в горнолыжных дисциплинах, на первое место выходит техника. Дабы не было разночтений, подчеркнем: техника в смысле – идеальный мотоцикл и техника как совокупность навыков по управлению им. В слаломе спортсмен соревнуется только с секундомером и трассой. Трассы же здесь куда более извилисто-заковыристые, чем в кольцевых гонках. Слалом в отличие от кольцевых гонок – зрелище для аквабайкера-гурмана и специалиста. Впрочем, если секундомер доступен для обозрения всех желающих (а совсем уж хорошо, когда присутствует табло) – и слалом способен привлечь внимание большого количества народа.
Фавориты и претенденты
На предстоящем этапе кубка России главным претендентом на победу в кольцевых гонках считается Давид Джалогония из Сочи. Конкуренцию ему вполне могут составить Дмитрий Бушмелев и Владимир Бабенко (Санкт-Петербург). Однако настоящей звездой российского аквабайка следует признать москвичку Анастасию Потанину – действующую чемпионку России в многоборье, фристайле и слаломе. Кстати, прекрасный пол соревнуется в аквабайкерских баталиях наравне с полом не настолько прекрасным (в свете сегодняшнего положения не рискнем делить мужчин и женщин по прин-ципу сильный – слабый пол). «Гонками на водных мотоциклах я занимаюсь несколько лет, – рассказывает Анастасия, – увлеклась аквабайком, как и многие молодые люди, любящие экстрим. Но теперь считаю гонки своим профессиональным занятием. К сожалению, в России еще нет института тренеров по аквабайку. Приходится приобретать опыт в общении с зарубежными мастерами. Даже просто понаблюдать за соревнованиями лучших аквабайкеров на этапах чемпионата мира – это уже большое дело».
Будем надеяться, что мы увидим Анастасию на ярославской воде. И наверное, скучно не будет – не зря же аквабайк сегодня стал одним из наиболее востребованных развлечений. Как для тех, кто соревнуется, так и для тех, кто сопереживает...
Анатолий Кононец.