Вину почти столько же лет, сколько земледелию. Согласно книге «Бытие», после потопа Ной первым делом посадил виноградник. Греки делали вино задолго до того, как об этом поведал миру Гомер. Великий Омар Хайям воспевал вино в своих стихах. Древние римляне считали, что в нем сокрыта истина. И даже князь Владимир говорил, что «на Руси есть веселие пити». Этот исторический экскурс в тему винопития можно продолжать бесконечно. Мы же, приняв за аксиому то обстоятельство, что для большинства россиян вопрос «пить или не пить?» решен в пользу пития, попытаемся выяснить, какие вина пьют в Ярославле.
Водка вне конкуренции
По данным Российской национальной алкогольной ассоциации, за последние пять лет количество чистого алкоголя, потребляемого в России в виде водки, снизилось почти на 12 процентов. В результате только за апрель – май 2003 года в целом по России производство водки сократилось на 8,6 процента. При этом народ наш пить меньше не стал, просто россияне переходят на напитки с более низким содержанием алкоголя, главным образом на вино, объем потребления которого в России растет на 35 – 40 процентов в год. По данным экспертов, российский винный рынок по своей структуре и схемам потребительских интересов становится все больше похожим на европейский. Регулярные исследования, проводимые компанией «ГБ Холдинг Вин», показывают, что сегодня в России даже люди, ранее предпочитавшие пиво и водку (или водку с пивом), все чаще переходят на вино.
Такова ситуация по России в целом. А ярославцы, как это ни покажется странным, вопреки статистике и общим тенденциям предпочитают пить водку. Причем местного производства. Менеджер одной из самых крупных в области оптовых компаний «Апрель Плюс» Евгений Цыганков подтверждает, что «продукция ЯЛВЗ уверенно и стабильно занимает свою нишу».
Где, что, почем?
Канули в Лету времена, когда водку можно было купить только по талонам. Сегодня предлагаемый потребителю ассортимент винной карты так широк, что в нем можно найти и портвейн «33» (19 рублей за емкость 0,7 – по оптовым ценам), и шампанское Вивье Клико (1631 рубль – на той же оптовке). Вопрос в том, где какой напиток искать. В ларьках можно рассчитывать только на «рабоче-крестьянский» ассортимент – чем дешевле, тем лучше, тут уж не до изысков. Уровень предлагаемых водок и вин в магазинах напрямую зависит от раскрученности торговой точки, но он, безусловно, на порядок выше ларечных предложений. В центральных магазинах, супермаркетах можно найти и так называемый ресторанный минимум – дорогие коньяки и вина, в основном импортного производства.
Все вина, исправно выпиваемые нашими соотечественниками в течение года, делятся на российские (чаще краснодарские) и импортные. Среди последних абсолютным лидером являются молдавские – свыше 60 процентов общего объема российского винного импорта. В этом пункте ярославцы солидарны с россиянами. Самыми популярными в городе считаются молдавские и болгарские вина. Наиболее приемлемое соотношение цены и качества, по мнению Евгения Цыганкова, если говорить о молдавских винах, у продукции фирм «Боставан» и «Салкуца».
Чтобы не было мучительно больно
Чтобы анекдотическая фраза «сегодня клева не будет – клево было вчера…» не стала реальностью, отправляясь за вином, стоит помнить о том, что не нужно приобретать приглянувшуюся бутылку в палатках и на рынках. Продажа спиртных напитков сегодня в большинстве регионов разрешена только в магазинах и точках общепита. Следует обращать внимание на наличие двух видов марки на бутылке – региональной со штрих-кодом и специальной федеральной, наклеенной на горлышке. Определенной гарантией от подделки являются сложный дизайн этикетки и эксклюзивные элементы бутылки. Все вышесказанное – стандартная памятка покупателю.
– Как отличить хорошее вино от подделки?
– Подделок вина не бывает, – считает Евгений Цыганков. – Плохое качество – да, может быть. Подделок – нет. Подделывают в основном марку, фирму.
– И все-таки?
– В первую очередь надо смотреть на цену, она говорит о многом. Что касается вина, то принцип «хорошее дешевым не бывает» срабатывает на сто процентов. Второй момент – производитель. Не название вина, а именно производитель. Если перед вами две одинаковые бутылки «Каберне», к примеру, но на одной указано, что произведено и разлито в Молдавии, а на другой – московский (рязанский, тульский...) розлив, предпочтительнее брать первую.
– Почему?
– А кто будет продавать хороший винный материал? Выгоднее самому бутилировать.
И наконец, если вы – гурман (или специалист), то язык винных этикеток может вам поведать о многом. На большинстве указаны страна, где произведено вино, название конкретного виноградника, название общества виноделов, регион, где вырос виноград, и его сорт. Может быть указан год сбора урожая – это важный показатель качества вина. Этой информации достаточно для того, чтобы предсказать его основной характер.
Гурманство или пижонство?
Если верить специалистам, количеству выпитого мы стали предпочитать качество напитка. Рост потребления вин аналитики связывают в первую очередь с улучшением экономической ситуации в стране. Многие уже предпочитают чувствовать, что именно они пьют, происходит переориентация предпочтений в сторону потребления менее крепких, но более дорогих напитков. Результаты маркетинговых исследований показывают, что большая часть покупателей с доходами ниже среднего приобретает дешевые крепленые вина. В то же время более обеспеченные горожане отдают предпочтение полусладким и сухим винам. Интересно, что и в первом, и во втором случае спросом пользуются сладковатые вина. Западные маркетологи объясняют это низкой культурой потребления в постсоветских странах. Чем богаче покупатель, тем более привлекательной для него является импортная продукция. Увы, во многом это объясняется склонностью к показному потреблению – «знай наших!» – и низким уровнем осведомленности об отечественных торговых марках.
Чаще всего мы отдаем предпочтение вину лишь потому, что наконец-то можем себе это позволить. Но за первым шагом, хочется верить, обязательно будут второй и третий. И тогда мы научимся отличать «легкотелые» вина от «хороших, лояльных», «возмужалые, мускулистые» от «тонких» и «великих». Узнаем о том, что вино может быть бархатистым, бодрым, богатым, великодушным, веским, выдающимся, высохшим, вяжущим, вялым, гармоничным, грубым, деликатным, женственным, жестким, жирным, закрытым, здоровым, круглым, лояльным, модернизированным, пикантным, плесневелым, сырым, твердым, усталым, тусклым, элегантным. Это – не лингвистические изыски, а элементарный словарь дегустаторов вина, в цивилизованном мире их называют «сомелье». Согласитесь, есть некий диссонанс в том, что русские, считаясь пьющей нацией, абсолютно не разбираются в вине.
* * *
Татьяна Иванова, актриса театра имени Волкова, заслуженная артистка России:
– У нас в семье не очень любят крепкие напитки. Я вообще предпочитаю шампанское и коктейль мартини-тоник-лимон. Недавно привезла из гастрольной поездки шотландское виски, все его так нахваливали. И что? Попробовала – оно мне активно не понравилось! А любимый тост я унаследовала от своего друга и учителя Фирса Ефимовича Шишигина. Он звучит так: «За урожай!» Это очень объемный тост – за урожай в жизни, в работе, в любви, в здоровье... во всех сферах жизни. А еще очень люблю поднять бокал за сиюминутность, за умение радоваться каждому мгновению нашей жизни, за полноту и полнозвучность каждого вдоха.
Николай Портнов, начальник пресс-службы мэрии по работе с печатными СМИ:
– Я считаю, что если уж пить, то водку. Хорошую, разумеется. Лично я предпочитаю нашу, ярославскую – разумное сочетание цены и качества. А вот тосты я говорить очень люблю, и не оттого, что часто приходится этим заниматься, а просто под настроение. Самый короткий из них такой: «Выпьем за порядочных людей. Нас так мало осталось...»
Ирина Грицук-ГалицкаЯ, писательница:
– Если бы вы знали, как мне приятно, когда поднимают тост за красивых женщин! Хоть он и не нов, и, может быть, не оригинален, но это так благородно, по-мужски звучит. Сама я говорить тосты не умею, по обстановке, в домашнем кругу могу что-нибудь сказать, но это, наверное, банальные слова. А из вин очень люблю кагор и с удовольствием могу выпить рюмочку хорошего коньяка.
Игорь Гаврилов, директор городского джазового центра:
– Я уже 19 лет не пью. А зачем? Сок, минералка, чай, кофе – сколько приятных напитков есть в этой жизни. Раньше пил, и прилично. Но потом вдруг тормознулся: а зачем я это делаю? Ведь столько времени теряется, столько денег вылетает в трубу, столько здоровья... Можно быть веселым и без пития. Мне, в общем, скажу по секрету, повезло. Пить я перестал в марте, а в мае выходит постановление ЦК КПСС – что-то там про трезвый быт. Поменяй даты местами, и я бы продолжал пить просто из принципа! Зато потом шутил, что это я попросил ЦК издать такое постановление. Я спокойно сижу за столом рядом с пьющими, могу подливать соседу – если ему так надо, то почему нет? И меня мое положение непьющего нисколько не унижает.
Петр Рабчевский, артист камерного театра, заслуженный артист России:
– Последнее время я пью пиво. Во-первых, люблю этот напиток, во-вторых, врач прописал для очистки почек – в разумных пределах, конечно. Из напитков покрепче отдаю предпочтение «Клюковке», есть такой напиток 28-градусный, если кто не в курсе. Вина хорошие молдавские люблю. А тосты говорить я не умею, не «тостун» я, это не мой жанр. И потом, в хорошей компании можно пить и без тостов.