Почем средство для отмывки денег?
Сегодня – продолжение ответа на вопрос, что изменилось в городе после появления вышеназванного ЗАО. Вслед за ним, как проницательный читатель мог уже заметить, на площадках для сбора мусора внутри город-ских микрорайонов постепенно были заменены контейнеры. Сама мусоросортировочная станция строилась не на бюджетные деньги – нашелся инвестор (ООО «Инконтракт»), который вложил около 8 млн. долларов в надежде, что за четыре с половиной года они вернутся обратно и начнут приносить чистую прибыль.
А вот на замену контейнерного хозяйства пришлось раскошеливаться городу. Так как контейнеры новой конструкции вместительней прежних (1,1 кубических метра против 0,6), то вместо 5 тысяч штук на тех же площадках теперь стоит 2300 емкостей. Цена каждого – 10,5 тыс. рублей – легла грузом на муниципальный бюджет. Арифметика, правда, состоит здесь не из одного знака умножения. Из расходов на новоприобретение следует вычесть доходы от сдачи части старых контейнеров в металлолом. Директор департамента городского хозяйства Валерий Пенкин назвал цену этого вторичного сырья – три тысячи рублей за штуку.
Но некоторой части отживших контейнеров нашли очень удачное применение. Их собираются поставить на местах несанкционированных свалок в частном секторе города. В надежде, что окрестные жители станут сюда валить мусор пусть так же бесплатно, но хоть чуть более цивилизованно.
Для вывоза мусора с контейнерных площадок пришлось обновить и парк мусоровозов. Для евроконтейнеров в Европе были сконструированы автомобили со специальными захватами и кузовами с подпрессовкой мусора. За один рейс можно объехать больше площадок, чем прежде. Экономия топлива! Заботливые европейцы продали в Ярославль не только контейнеров на 24,15 млн. рублей. Пришлось купить с ними в комплекте 24 спецмусоровоза, по миллиону за каждый. Рассказывая об этом, Валерий Пенкин акцентировал внимание на том, что за технику платил не только напрямую бюджет, но и, пусть муниципальные, все же хозрасчетные предприятия – «Спецавтохозяйство» и «Заволжское АТП». Старые машины опять же не на свалку выброшены, а частью проданы, частью пущены на запчасти, тратиться на которые придется несколько меньше.
На обновление контейнерного хозяйства и прилагающегося к нему технического парка в бюджете города было предусмотрено 20 млн. рублей. Практически все уже сделано, но денег потрачено только 6 миллионов, остальные будут отдавать постепенно, потому что договорились не о разовой оплате покупки, а о лизинге – аренде с последующим выкупом.
А потому и после пуска мусоросортировочной станции не столь уж существенно выросла плата населения за вывоз мусора, гордо отмечали собеседники.
А грязи все больше
Только вот хотели как лучше, а получилось... Крышка у евроконтейнера существует для того, чтобы дождевая вода содержимое не заливала, не портила макулатуру, не ускоряла процессы гниения пищевых отходов. Цивилизованный ярославский горожанин должен подойти со своим ведром к контейнеру, открыть крышку, бросить ношу и опять закрыть емкость. Кто-нибудь делает так? Кто-то хочет браться руками за грязную рукоятку? Вот и стоят контейнеры распахнутыми. А объем бытовых отходов населения, и без того ежегодно возрастающий, увеличивается еще на сумму выпавших осадков.
Но власть не дремлет! Директор департамента городского хозяйства Валерий Пенкин сообщил, что уже разрабатывается проект педальной конструкции для открывания контейнеров. Правда, в какую сумму обойдется переоборудование всех, пока неизвестно. Но и в этом случае проблема зловонных пищевых отходов не решится...
Практически не изменилось и маловероятно, что в перспективе изменится в меньшую сторону количество мусора, вывозимого после сортировки на свалку, то есть на полигон МУП «Скоково». Во вторичное сырье превращается то ли 5, то ли 10 процентов выбрасываемых горожанами бытовых отходов. Теоретически, говорят, могли бы перерабатывать все 50, но мечтают хотя бы о 20. Чтобы только вложенные деньги вернуть, прибыль заработать. Правильная мечта. Но остальные 80 процентов все равно отправятся на свалку. При этом нельзя забывать, что количество производимого населением мусора неуклонно возрастает. Если в 1996 году из Ярославля было вывезено 706,1 тысячи кубических метров твердых бытовых отходов, то в 2002-м – 888,7 тыс. За шесть лет рост на 26 процентов. То есть еще через пять лет, даже если мусоросортировочная станция станет окупаться, на свалку будет выбрасываться больше мусора, чем до пуска станции.
что течет в волгу
Гордостью технологического цикла ЗАО «Чистый город» является 5 – 6-кратное прессование мусора, отправляемого на полигон. Специальными прессами его превращают в плотные брикеты и на своей технике отвозят на свалку. Теперь он занимает там в несколько раз меньше места. Во столько же раз продлевается срок существования полигона «Скоково» – пока горы мусора займут всю выделенную под них площадь (37,5 га).
И все это время свалка будет отравлять окружающую среду! Все то, что гниет, разжижается и течет ручейками, попадает без всякой очистки в речку Нору, впадающую в Волгу выше всех пляжей и водозаборных станций областного центра. И из прессованных брикетов точно так же будут постепенно вытекать токсичные продукты гниения того, что там остается, и продолжат травить всех нас.
Именно поэтому руководство МУП «Скоково» в лице директора Валерия Равинского и его заместителя по экологии Александра Большакова пыталось сделать хотя бы тот минимум, что в его силах. Всего в 400 м от полигона расположен очистной коллектор городского «Водоканала». Обратились к его директору, даже трубу готовы были проложить за свой счет – лишь бы позволили подключиться... Позволили. Но потребовали выложить за это удовольствие 5 млн. рублей. Долго на свалке терзали калькулятор – поняли, что выгодней и впредь много лет подряд платить штрафы за загрязнение окружающей среды. А что делать? Время такое, все нынче деньги считают. Задумывался Александр Большаков и о строительстве собственной очистной станции. Если бы можно было один раз вложить деньги и больше не знать горя (то есть спасти от него всех нас, ярославцев), так бы и сделали. Но биомасса, осуществляющая очистку вытекающей только летом из мусора гадости, зимой обязательно замерзнет и погибнет. Лопнут неподогреваемые (чем их греть?) трубопроводы. И каждую весну придется все строить почти с нуля!
Просто надо делиться с народом
Есть лучший вариант! Он в принципе меняет всю систему сбора, сортировки и утилизации отходов. И в идеале делает даже ненужным сам мусорный полигон. То есть идея столь революционна, что ненужными могут оказаться и МУП «Скоково», и ЗАО «Чистый город».
Причем это не чистая теория. Механизм уже отработан в Курске и Москве. Вовсю реализуется в Смоленске, где и был разработан. Схема работы учитывает все современные экономические реалии и одновременно «вспоминает» забытую советскую систему магазинов «Стимул». Туда можно было сдавать макулатуру и накопившееся дома ненужное тряпье. Взамен сдатчик получал... талоны на всякий дефицит. Дефицита нынче нет. Но то тут, то там появляются коммерсанты, принимающие хоть те же пластиковые бутылки. Про металлолом уж не говорим. За все платят деньги. За черный металл, например, небольшие, поэтому народ и не напрягается таскать тяжести на горбу за тридевять земель, швыряет их где ни попадя. А если бы приемный пункт был прямо во дворе?
Но отдавать решение проблемы на откуп неконтролируемому частному бизнесу разработчики проекта (смоленское ООО «Концерн «Вторичные ресурсы») не рекомендуют. Бизнесмен лишь снимет сливки: возьмет только то, что ему сегодня выгодней, а завтра либо перейдет на другое место, либо просто сменит профиль деятельности. Здесь нужно власть употребить так, чтобы предприниматели работали в тандеме с органами управления. Например, как в случае с ЗАО «Чистый город», только чтобы польза городу была большая.
Итак, схема такова. Прямо на контейнерной площадке внутри жилого микрорайона размещается мини-сортировочный пункт (МСП) твердых бытовых отходов. На окошке вывешивается прайс-лист. За кило макулатуры – столько-то, за центнер колченогих табуреток, за тряпье хлопчатобумажное, льняное, синтетическое, битые бутылки, банки и все то, что уже сейчас отбирают на мусоросортировочной станции. Главное отличие в том, что не только сортировщики будут зарабатывать, с народом станут делиться! И народ понесет свой хлам. Ведь все равно несет пакет с мусором к контейнеру. А тут не бесплатно выбросишь, еще и копеечку какую-то получишь. Кто откажется?
Кто-то, конечно, сочтет ниже своего достоинства выручать два-три рубля на операции по выбрасыванию мусора и кинет пакет, как обычно, в контейнер. А то и по укоренившейся привычке быдла – во дворе, в кусты. Ничего страшного! Бомжи везде шляются, дворники по утрам работают – те и другие от дополнительного, пусть и копеечного, заработка не откажутся. Ведь (выше уже отмечено) 53 процента бытовых отходов может быть направлено на переработку в качестве вторичного сырья, пока некоторая их часть не испорчена пищевыми отходами. В этой ситуации испортиться не успеет. А значит, городские дворы и пустыри станут ровно вдвое чище.
Вся остальная технологиче-ская цепочка работы МСП та же, что и у большой мусоросортировочной станции. Но доходы выше и отходы, вывозимые на свалку, вдвое меньше. А если удастся решить вопрос с утилизацией пищевых отходов... О решении его мечтает и директор ЗАО «Чистый город» Станислав Пименов. Но у него эти отходы уже в полном смысле помои – гниют и воняют. А вот в непосредственной близости от источника образования сделать их полезными, наверное, легче. Тогда уже 90 процентов (если не больше) мусора пойдет в дело! Останутся лишь вездесущая пыль да совершенно нетоксичные камни.
Все упирается в деньги. Чтобы получить, надо вложить. Это понимает каждый. Но ведь нашелся кто-то, кто вложил 8 млн. долларов в мусоросортировочную станцию. Экономика внутриквартальных мини-сортировочных пунктов просчитана и проверена практикой. На город с населением 600 тысяч человек необходимо 100 – 130 МСП. Они ставятся не на каждой контейнерной площадке, остальные работают теоретически в прежнем режиме, но уже организационно и технологически будут завязаны на ближайший сортировочный пункт.
Стоимость одного МСП – 35 тыс. долларов. То есть уже затраты в расчете на город меньше, чем стоимость ЗАО «Чистый город». А если учесть, что их не обязательно делать единовременно? На начальном этапе МСП могут работать без единого координирующего центра.
Разработчики проекта предлагают провести эксперимент в каком-либо небольшом, территориально замкнутом микрорайоне Ярославля либо в пригороде. Сделаны расчеты для поселков Лесные Поляны и Красные Ткачи. На каждый из них достаточно одного МСП. Не вдаваясь в подробности расчетов, назовем лишь результаты. Чистый доход в месяц составит 2 тыс. долларов. Немного. Надо помнить, что за сдаваемый мусор здесь будут платить. Но в год получится 24 тысячи. Менее чем через полтора года МСП окупится и станет приносить чистую прибыль.
А если строить такие объекты в городе, то срок окупаемости первых из них будет еще меньше. Это очевидно, люди не поленятся проехать несколько остановок ради заработка, эквивалентного бутылке пива или паре буханок хлеба (у кого в чем нужда).
Именно эту технологию утилизации мусора заместитель директора МУП «Скоково» Александр Большаков стремится сейчас воплотить в жизнь.