А у нас во дворе...
Что касается цен, то они в московских автосалонах практически не отличаются от цен в других регионах. примерно такие же они и в Ярославле. Салонов у нас в городе море – как бензина на автозаправках. И все дружно вывесили ценники с одинаковыми кусающимися циферками. Салонов-то много, но работают там не столь шаблонно, как владельцы многочисленных АЗС, где разумной конкуренцией и не пахнет. В автосалонах Ярославля очень даже пахнет. Каждый старается хоть как-то выгодно отличаться от конкурентов, чтобы понравиться покупателю. Особенно изобретательны там, где торгуют отечественной, сравнительно небогатой на ассортимент продукцией. Одна автофирма особо подчеркивает, что работает без выходных. В другой трудятся даже без обедов и перекуров. Чтобы потенциальный клиент, не дай бог, не проскочил во время перекура к соседу.
На многих авторынках помимо продаж новых авто внедрены такие дополнительные услуги, как прием в зачет старых автомобилей, гарантийное и послегарантийное обслуживание, продажа в кредит и т. д. Причем даже в рамках отдельных видов предлагаемого сервиса имеются нюансы. Особенно это касается такой услуги, как кредит. К примеру, один автосалон предлагает купить автомобили в кредит до трех лет при 9 процентах годовых и первом взносе от 15 до 30 процентов. В другом новые УАЗы всех модификаций вам оформят в кредит уже на пять лет.
В третьем, где «всегда в продаже весь модельный ряд ВАЗ», дилер популярно разъяснил нам суть призыва покупать автомашины «на заказ».
– «На заказ», не «на заказ», какая разница?
– Если вы просто приходите в салон и ходите вдоль ряда машин, вы для нас фигура созерцательная. Походили-походили и нет вас. А машины на площадке стоят. Счетчик за их хранение включен... Иное дело, когда клиент делает заказ: к такому-то сроку привести такую-то марку такого-то цвета... Мы ему доставляем машину день в день, она не задерживается на платной стоянке. Заметим, что для такого уважаемого человека делается даже скидка. Получается: «и тебе, и мне хорошо».
Теперь о кредите. Здесь опять же обоюдная выгода: салоны спокойны, поскольку банк берет на себя всю денежную и документальную процедуры. «Кинуть» в такой ситуации сложно.
Как нам сообщила дилер автосалона, в последнее время кредитом люди стали пользоваться чаще.
– Ассортимент и в прошлые годы особо бедным не был, но цены на машины в последнее время непомерно растут. Скажем, если еще пару лет назад за 150 тыс. рублей можно было купить «десятку», то сейчас этих денег хватит только на «четверку», а «десятка» уже подъезжает к четверти миллиона.
Одним из «козырей» четвертого автосалона является то, что сюда «автомобили поставляются напрямую с завода-изготовителя – ОАО «АвтоВАЗ».
– А какая, собственно, разница – «напрямую» или «огоро-дами»?
Этот вопрос сотруднице салона не показался неправомерным или наивным:
– Обычно это всех интересует. В том, что наше акционерное общество является официальным дистрибьютором «АвтоВАЗа», есть большое преимущество: человек может быть уверен, что к нему попадает машина именно с завода-изготовителя, то есть серийная и «чистая». У нашего салона есть сертификат, а это уже говорит само за себя.
Впрочем, как нам объяснили, прямой ты или «кривой» поставщик – на конечную цену продаваемого автомобиля это обстоятельство сильно не влияет. Цена, как правило, регулируется общим состоянием рынка, в данном случае – в Ярославле.
Интересная деталь: официальный дистрибьютор конкретного завода, как честный купец, не должен иметь дело с другими предприятиями. К примеру, тот же салон, в ассортименте которого богатейший выбор всех вазовских моделей, довольно ходовую среди покупателей «восьмерку» все же не включил в список продаваемых в своем салоне автомобилей. И по очень простой причине: эта модель сборки... ижевского завода.
Еще один автосалон помимо продаж новых «Жигулей», «Волг», «Газелей» и УАЗов плотно занимается покупкой, продажей и приемом в зачет бывших в употреблении автомобилей.
– Принцип простой: эксперты оценивают старую машину, и эта сумма вычитается из стоимости нового автомобиля, который клиент собирается купить именно в нашем салоне.
– Любую старую «лайбу» можно вам сдать?
– Абсолютно.
– А «Запорожцы» вам привозили?
– Нет (собеседник смеется).
– Что входит в критерии оценки – возраст, пробег?
– Только состояние машины. Водители ведь разные...
Тут любопытный нюанс. Понятно, что покупателю выгодно «сбагрить» старую машину в зачет уплаты за новую (все же лучше, чем бросать старого друга с моста под покровом ночи), а вот в чем выгода автосалона?
– Рынок так насыщен, что любой путь привлечения клиентов идет в дело, – сказали нам знающие люди.
Сколько стоит
подержанное авто
Машины б/у покупают не только те, у кого не хватает денег на новые авто, стремительно берущие все новые и новые ценовые планки, но и те, кому даже кредит не потянуть. А если у вас на сегодняшний день кошелек тощ, а душа автомобильная «горит», то вам прямой путь на «блошиный» авторынок. В Ярославле их немало: и на улице Мельничной, и на Дачной, и в других местах (к примеру, в тех же салонах, скупающих в угоду клиентам старье). За 2 – 3 тыс. долларов, например (как гласят записки на стеклах выставленных на продажу легковушек), можно найти отечественный автомобиль в очень даже приличном состоянии, скажем, семейства «Самара» в возрасте от 6 лет. Учтите, если вам предлагают аналогичный, но более «молодой» автомобиль, надо навострить уши: либо он аварийный, либо у хозяина руки растут не из того места. За те же деньги можно приобрести «классику» в возрасте трех – пяти лет. И это неплохой вариант, поскольку на вазовских заднеприводных авто в таком возрасте все «детские болезни» уже исправлены, а прежний владелец, следуя моде и копируя наиболее продвинутых соседей по ГСК, уже успел пришпандорить массу всевозможных прикидов: топливный фильтр, подкрылки, приличную аудиосистему, колпаки на колеса «последнего писка» и т. д.
Тем, у кого в наличии более 5 тыс. долларов, лучше с отечественным старьем не связываться, поскольку на эти деньги можно обзавестись практически любой новой нашенской маркой или купить не очень новую, но вполне приличную зарубежную.
Из области
парадоксов
Признаться, не сразу «врубился», каким же образом мог быть осчастливлен клиент, которому в качестве услуги многие автосалоны предлагают, скажем, «льготное страхование».
Популярно разъяснили суть этой «поблажки» сотрудники одного автосалона.
– Мы, – говорят, – оплачиваем за клиента часть страховки.
Вот это, как нам кажется, просто завлекаловка чистой воды. Ведь даже если вовсе бесплатно выдать страховой полис, то и в этом случае «сумма» в сравнении с затратами на покупку нового автомобиля (а только при этом условии возможна так называемая «льготная страховка») – что комар на фоне слона...
Источник в автосалоне (как и все прочие, этот собеседник просил не называть его фамилию: «а иначе мы с вами общаемся в последний раз») озвучил и впрямь парадоксальную вещь:
– Вы знаете, – говорит, – ваше предположение о том, что собственно торговля автомобилями дает большие доходы, – заблуждение. Во всяком случае, это не наш главный бизнес. Скорее «концы с концами» дают возможность сводить разнообразные аксессуары, ряд дополнительных услуг...
Один из дилеров на полном серьезе утверждал, что они «просто так, не имея с этого ничего, но исключительно в интересах клиентов» направляют их в другие фирмы, финансово не имеющие к ним отношение, где купившему у них авто навесят сигнализацию, например...
Ага, это из той же оперы, когда учитель музыки советует родителям юного пианиста обратиться именно к этому конкретному настройщику. Или врач рекомендует покупать лекарство именно в той аптеке...
И еще один парадокс: почти единодушно на вопрос, на какое время года падает основной спрос на автомобили, большинство имеющих дело с торговлей легковыми автомобилями, называют почему-то... осень. Может быть, это только нынче, когда еще окончательно не решен вопрос с изменениями в законе об ОСАГО? Будут льготы, будет и новый вал покупок? Подождем до осени.