– Гагик Тигранович, не подорвут ли очередной скандал и жесткая политика Центробанка и без того довольно хрупкое после 1998 года доверие частных вкладчиков к отечественной банковской системе?
– Надо отдавать себе отчет в том, что российская банковская система находится в стадии становления. В связи с этим могут иногда возникать какие-то проблемы, отдельные банки могут вести себя не совсем добросовестно, «неадекватно». Да, существует некоторый риск, и каждый потенциальный клиент должен его оценивать, анализировать ситуацию в банковской сфере, чтобы не понести ущерба.
На самом деле работа Центрального банка только поможет укрепить доверие к банковской системе. Ведь если вкладчики увидят, что Центробанк внимательно следит за деятельностью финансовых учреждений, контролирует, какие операции проводит тот или иной банк, готов ли он работать в соответствии с системой страхования вкладов, они будут понимать: тем, к кому у Центробанка претензий нет, доверять можно.
Что же касается отзыва лицензий или закрытия отдельных банков, не стоит сгущать краски и говорить о кризисе. Ведь если, к примеру, закроется какой-нибудь ресторан или кафе, никто же не будет говорить о кризисе ресторанного бизнеса.
– В настоящее время завершается процесс принятия правительством РФ новой Стратегии банковского развития России. Справедливы ли опасения, что жесткие требования, зафиксированные в этой Стратегии, приведут к ликвидации средних и малых банков в нашей стране?
– Ассоциация российских банков, членом которой является и «Юниаструм Банк», активно обсуждала Стратегию банковского развития России. Разработчики приняли четырнадцать наших предложений. И могу твердо сказать, что вопрос о сокращении числа банков в Стратегии не ставился. Это вообще не может быть задачей экономики, задачей правительства. Зарубежная практика, например, таких стран, как Соединенные Штаты, Швейцария, где число банков на порядок выше, чем у нас, подтверждает: кредитно-финансовых учреждений должно быть много, они могут быть совершенно разными, занимать свою нишу, обслуживать определенные направления бизнеса.
– Как же, по вашему мнению, будет развиваться российская банковская система?
– Можно отметить два основных направления банковской стратегии на ближайшее время. Во-первых, нужно сократить административные издержки за счет упрощения различных финансовых процедур. Это, разумеется, вопрос совершенствования законодательства. Благодаря решению этой задачи банки смогут увеличить число и объемы предлагаемых услуг, расширить региональную сеть своих представительств и в конечном счете улучшить качество обслуживания клиентов.
Во-вторых, необходимо постараться создать механизмы привлечения инвесторов в банковскую сферу. Для выполнения задач по удвоению ВВП требуется значительно увеличить капитализацию банков: без дополнительных долгосрочных кредитов рост экономики невозможен. Мы хотим привлекать не только и даже не столько средства иностранных инвесторов. В нашей стране достаточно денег, нужно только стимулировать потенциальных вкладчиков законодательными актами, налоговыми льготами.
– Недавно состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве между правительством Санкт-Петербурга, ОАО «Санкт-Петербургское ипотечное агентство» и коммерческими банками по развитию системы долгосрочного ипотечного кредитования. В чем, на ваш взгляд, значение этого документа?
– Ипотечное кредитование – очень большой и важный рынок. Его рост должен подстегнуть развитие многих других отраслей экономики, и прежде всего строительной сферы, которая остро нуждается в долгосрочных кредитах. Как гражданин России, я рад подписанию подобных соглашений, ведь мы все хорошо знаем, скольким еще петербуржцам нужно отдельное, качественное жилье. Наш банк сейчас тщательно изучает особенности работы в сфере ипотечного кредитования, и как только мы будем готовы по объемам выйти на этот рынок, я думаю, с удовольствием присоединимся к этому соглашению.
– Готовы ли российские банки в сегодняшней напряженной ситуации предложить клиентам что-то новое?
– Жизнь идет вперед, и никакие текущие проблемы не могут остановить этот процесс. Мы развиваемся вместе со всем миром, совершенствуем технологии, разрабатываем новые продукты. Вместе с нами растет и наш клиент, растут его потребности. В этой связи перед нами стоит задача интенсивного развития. И стратегия развития «Юниаструм Банка» как сетевого мультибрэндового розничного банка является способом решения поставленных задач.
Для нас уже стал привычным термин «финансовый супермаркет». Работа с физическими лицами называется розничным бизнесом, банковские услуги – банковскими продуктами. И так же как булочки на разный вкус в супермаркете, в банке покупатель может найти разнообразный набор банковских продуктов. Вложить деньги, заработать на финансовом рынке, купить бытовую технику или машину в кредит, получить страховку, оплатить товары или услуги через Интернет, не выходя из дома, съездить за границу без риска потерять наличные, сделать покупки в магазинах с помощью кредитной пластиковой карты – у нас есть предложения буквально на все случаи жизни. Пределов совершенству нет, наша конечная цель – четко работающий, отлаженный банковский механизм, и мы стремимся к ее достижению.
Беседовал Сергей ВАЛЕНТИНОВ.