При этом общий долг городского бюджета, муниципальных предприятий и организаций перед ОАО «Ярэнерго» за поставленную электро-
и теплоэнергию составляет более 200 млн. рублей. О позиции ОАО «Ярэнерго» по вопросу продажи акций газете рассказал заместитель генерального директора энергокомпании по финансам, депутат областной Думы Сергей Козлов.
– Мы считаем, что вопрос о продаже акций ОАО «Ярэнерго», которые находятся в муниципальной собственности, сейчас поставлен преждевременно. У нас есть как минимум четыре основания для такого вывода. С мэром Ярославля Виктором Волончунасом беседовал на эту тему Виктор Викторович Рогоцкий, но, видимо, сиюминутное желание получить какой-то доход от продажи пакета акций и закрыть бреши в бюджете перевесило все остальные аргументы.
Наш первый аргумент: пакет акций мэрии Ярославля (5,19 процента) вместе с пакетом акций, который находится в собственности государства (4,9 процента), позволяет Ярославской области иметь один голос в совете директоров. В него входит первый заместитель губернатора Александр Федоров. Это достаточно независимый человек, который четко отстаивает интересы губернии, и к его мнению прислушиваются, в том числе и в РАО «ЕЭС России». Сегодня ОАО «Ярэнерго» находится в стадии реформирования, предстоит разделение его на шесть акционерных обществ. Это процесс сложный, и было бы политически неправильно потерять независимый голос региона в совете директоров и не контролировать процесс реформирования энергокомпании.
– Какие негативные последствия это может иметь? Разве один голос в совете директоров что-то решит? Мэр так и сказал депутатам: мы ничего не решали с этим пакетом акций...
– Это неправильное толкование ситуации. Отчасти процесс реформирования все же несколько управляем, потому что сейчас в совете директоров ОАО «Яр-энерго» силы распределены так: 3 места – представители РАО «ЕЭС России», 1 место – генеральный директор энергокомпании Виктор Рогоцкий, 2 места – миноритарные акционеры и 1 место – представитель региона Александр Федоров. По существенным моментам и принципиальным вещам генеральный директор компании вместе с миноритариями и представителем региона голосовал солидарно. Все они выступали единым фронтом. Наши миноритарные акционеры – это ярославские компании, они заинтересованы в развитии бизнеса именно здесь, и на протяжении всех последних лет в ходе реформирования они отстаивали интересы прежде всего региона и ОАО «Ярэнерго».
Если мэрия Ярославля продаст пакет акций, у региона не будет представителя в совете директоров как в действующем ОАО «Ярэнерго», так и в последующих вновь образованных шести компаниях – сетевой, генерирующей, сбытовой. У последней, кстати, будут функции «гарантирующего поставщика»: именно она будет отвечать за энергообеспечение неплатеже-способных потребителей – льготников, бюджетников, сельхозпроизводителей, муниципальных учреждений. Здесь завтра возникнут самые большие проблемы, и стоять в стороне, не контролировать это было бы неправильно.
То, что регион останется без представителя в советах директоров шести новых компаний, также негативно скажется на защите интересов области и города. Потеряется информированность о том, что происходит в компаниях, какие решения принимаются и как они повлияют на ситуацию в регионе.
– После разделения АО-энерго на шесть самостоятельных компаний они могут объединиться в межрегиональные компании. Может ли Ярославль стать центром, скажем, Территориальной генерирующей компании? Как на это повлияет решение мэрии продать свои акции ОАО «Ярэнерго»?
– Продажа пакета акций энергокомпании мэрией может привести к тому, что Ярославль лишится важного фактора в борьбе за право стать центром создаваемой Территориальной генерирующей компании-2 «Северо-Запад» (ТГК-2) – производителя электро- и теплоэнергии. В нее должны войти генерирующие компании, выделенные из АО-энерго Ивановской, Вологодской, Тверской, Архангельской, Новгородской, Псковской и Ярослав-ской областей.
Сейчас уже развернулась борьба между регионами за право создания центра ТГК-2. «Яр-энерго» добивается того, чтобы ее центр был в Ярославле. Претендует на это и Вологда. Наша позиция основывается на том, что Ярославль обладает крупным промышленным и экономическим потенциалом и его нельзя даже сравнить с Вологдой. Кроме того, ярославская энергосистема располагает наибольшими генерирующими мощностями по производству электро- и теплоэнергии из семи регионов, не считая закрытой территории – Архангельской области.
Что дает региону создание в нем центра ТГК-2? Прежде всего это денежные обороты, которые приходят сразу в этот регион. Соответственно это увеличение налоговых отчислений, и в первую очередь по налогу на прибыль. Территориальная генерирующая компания-2 будет создаваться как новое акционерное общество, а все региональные генерирующие компании будут проходить через процедуру слияния или присоединения. И у нас складывалась уникальная ситуация – регион был представлен в этой борьбе за центр ТГК-2 не просто как заинтересованный субъект, но и как собственник. Ни в одной энергосистеме такого нет. Поэтому при принятии решений о слиянии с созданием центра в Вологде наши миноритарные акционеры и мэрия Ярославля могли заблокировать невыгодные для региона варианты, потому что подобные вопросы требуют поддержки квалифицированным большинством голосов на собрании акционеров (75 процентов + 1 акция).
– Сколько мэрия Ярославля реально может выручить за этот пакет акций «Ярэнерго»?
– Гадать и загадывать – неблагодарное дело. Если продажа акций состоится, цена будет известна. Мы считаем, что выручить достаточно большие деньги за этот пакет акций (от 200 млн. рублей и более) будет очень проблематично. Я не знаю, почему так резко и спонтанно родилась идея продать акции. Может быть, решение принято с подсказки кого-то. Мэру могли сказать: посмотрите, какие сделки идут в РТС по акциям «Ярэнерго», указав на торги по 10 долларов за обыкновенную акцию. Если автоматически пересчитать это на количество акций в пакете мэрии Ярославля, то сразу могут глаза загореться от такой суммы. Но это были спекулятивные единичные сделки. Они – не показатель реальной цены акций. Мэрия Ярославля, прежде чем принимать решение о продаже пакета акций ОАО «Ярэнерго», могла бы проконсультироваться с профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
– Реальная цена акций называется на уровне 6 – 6,5 доллара за штуку, или 180 рублей за акцию?
– Опять же это реальная цена для мелких спекулянтов, которые играют и зарабатывают сделками купли-продажи акций на рынке ценных бумаг по принципу: купил сегодня дешевле, продал завтра дороже, а разницу положил себе в карман. Они не являются стратегическими инвесторами, заинтересованными в долгосрочном развитии компании.
Мы сегодня говорим о достаточно крупном пакете акций – 5,19 процента. На мой взгляд, портфельный инвестор его не купит. Потому что сейчас стоимость акций ОАО «Ярэнерго» достигла своего определенного пика, наша компания оценена достаточно высоко в отличие от акций других энергокомпаний, которые серьезно недооценены с точки зрения рыночной стоимости. Портфельному инвестору гораздо выгоднее работать с такими акциями, которые еще могут значительно вырасти в цене. С акциями ОАО «Ярэнерго» этого не произойдет, тенденций к росту курсовой стоимости акций, по мнению консультантов, неза-метно.
У спекулянта просто не будет необходимых средств – нескольких миллионов долларов. Что касается возможности покупки акций стратегическим инвестором, то 5,19 процента для него непривлекательны – это слишком мало. К этому пакету интерес есть у двух групп инвесторов – действующих владельцев акций ОАО «Ярэнерго»: миноритарных акционеров и РАО «ЕЭС России». Но РАО не будет участвовать в торгах, потому что это выходит за рамки концепции реформирования энергосистемы.
– Как может измениться стоимость акций после реформирования компании и создания на месте одной АО-энерго шести самостоятельных компаний?
– На мой взгляд, было бы правильно мэрии Ярославля не торопиться с продажей акций, а после разделения компании получить шесть аналогичных пакетов акций во вновь образованных компаниях. Понятно, что после их создания в течение года они будут выстраивать свой бизнес, но именно тогда появятся на рынке заинтересованные инвесторы. Кто-то из них хотел бы вкладывать средства только в генерирующую компанию, кого-то интересует сетевой бизнес, а кто-то захотел бы купить акции сбытовой компании. Например, сейчас один казахский олигарх скупает акции сетевых компаний в ряде регионов России – это монопольный вид бизнеса с минимальными рисками.
И продавая через полтора года пакеты акций в различных компаниях, мэрия Ярославля могла бы выручить больше средств, чем сейчас. Кроме того, такие крупные компании, как ТГК-2, будут привлекать инвестиции, размещая американские депозитарные расписки (АДР) на западном фондовом рынке. Это сразу выведет компанию в число «голубых фишек», акции которых котируются на мировых биржах. Это повысит курсовую стоимость акций ТГК-2 в несколько раз по сравнению с сегодняшними ценами.
И другой момент. Сегодня акции «Ярэнерго» дают мэрии дивиденды в размере 5 – 9 млн. рублей в год. Это чистый доход городского бюджета от 5,19 процента акций. Для любого инвестора выплата дивидендов – положительный знак. «Ярэнерго» в последнее время считается одной из самых щедрых компаний по выплате дивидендов. Это напрямую влияет на капитализацию компании и высокую рыночную стоимость ее акций.
– Сколько сейчас мэрия Ярославля, муниципальные учреждения и предприятия должны ОАО «Ярэнерго»? Пойдут ли средства от продажи пакета акций энергокомпании на погашение долгов?
– Общая сумма задолженности со стороны городского бюджета Ярославля за поставленную электро- и теплоэнергию составляет более 200 млн. рублей. Справедливо было бы направить деньги от продажи актива ОАО «Ярэнерго» на погашение долгов перед энергокомпанией. Нам известно, что на эти цели собираются использовать меньшую часть средств, которые хотят получить от продажи акций. Насколько это корректно – судите сами.
Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ.