– По большому счету, – говорит директор Ярославского филиала «Банка Москвы» Сергей Лежнин, – банк ничего не строит и не производит. Но его социальная функция крайне важна. Это перераспределение финансовых ресурсов от одного источника, где их избыток, туда, где их недостает. Таким способом банки стимулируют экономическое развитие, потребительский спрос и в итоге – повышение уровня жизни.
К примеру, если у вас в кармане только зарплата и нет счета в банке, вы невольно ограничиваете свои потребности самым необходимым, тем, без чего сегодня вам не прожить. Покупку более дорогих вещей, глянув на ценники, вынуждены откладывать. Нас социализм приучил копить деньги, иногда всю жизнь, на машину, дальнее путешествие, на квартиру, обстановку.
Западное общество давно живет не так. Там деньги пускают в оборот, наращивают свой капитал вместо того, чтобы экономить на нужном и полезном, ютиться в стесненных условиях и только в конце активной жизни что-то приобрести.
Банковская общедоступная кредитно-финансовая система выводит людей из этого скудного существования, дает пер-спективу, уверенность в себе, социальный оптимизм.
История создания филиала «Банка Москвы» в Ярославле как раз подтверждает эту мысль Сергея Александровича. Избыток финансовых ресурсов в столице заставил одно из крупнейших в России кредитных учреждений обратить свой взор на регионы. И вот уже четвертый год на улице Свободы, 24, в скромном офисе порой бывает тесновато от вкладчиков.
– Что привлекает их именно в ваш банк при изобилии в Ярославле прочих региональных, межрегиональных, а также филиалов столичных и всероссийских кредитно-финансовых организаций? – такой вопрос я задал своему собеседнику.
– К нам клиентов привлекает надежность, гарантия вкладов. У нас основной акционер – правительство Москвы, и оно несет субсидиарную ответственность перед вкладчиками. Это одна из причин неуклонного роста нашей клиентуры. Люди стремятся хранить свои сбережения и приумножать их в кредитно-финансовом учреждении, опирающемся на муниципальные гарантии крупнейшего мегаполиса. Достаточно сказать, что после кризиса 1998 года число клиентов банка возросло в 6 раз. В настоящее время мы занимаем второе место после Сбербанка России по объемам привлеченных вкладов, по выпуску пластиковых карт. Одним словом, на рынке розничных услуг мы стоим крепко.
Кроме того, наш банк одним из первых подал все документы для вступления в общую систему страхования вкладов, что обеспечит дополнительные гарантии вкладчикам.
– Вы больше ориентируетесь на корпоративных вкладчиков или на физических лиц?
– Наш банк – универсальный. Работаем как с физическими лицами, так и с юридическими.
Ассортимент услуг у нас огромный. В Ярославской области «Банк Москвы» активно расширяет спектр кредитования. Мы являемся одним из крупнейших кредиторов администрации Ярославской области и совместно с правительством Москвы реализуем финансовую часть соглашения между нашими регионами. Проектов, в которых мы участвуем, много. Это и жилищное строительство, и стройиндустрия, и сельское хозяйство. Причем объем вкладываемых средств выше объемов привлечения средств в регионе, что способствует устойчивости филиала.
Мы предоставляем кредиты для восполнения ресурсов в бюджетах области и города Ярославля. Кредитуем население на различные нужды, в том числе для приобретения новых автомобилей. Планируем запуск ипотечных программ. В столице у банка большой опыт по развитию ипотечного кредитования, и мы будем участвовать в распространении его на нашу область. Это даст стимул к развитию ярославской экономики, строительной индустрии, решению жилищного вопроса. Если это удастся, цены на рынке жилья должны упасть. Сегодня они в Ярославле завышены. Будет насыщен рынок жилья, снизится и социальная напряженность.
– Находит ли это взаимопонимание у местной власти?
– Да, с администрацией области, мэрией областного центра у нас в этом вопросе совместные планы, мы хотим, чтобы в области была не одна ипотечная программа, а несколько, с разными условиями, чтобы люди с разным достатком могли реально обеспечить себя жильем. В Москве у банка 5 программ ипотечного кредитования различного свойства, с источниками финансирования из собственных средств банка и федеральных. И это одна из причин, почему Москва так активно строится и решает жилищные вопросы горожан.
– Какое направление в работе банка вы считаете стратегическим?
– Стратегическим направлением мы считаем работу с физическими лицами: кредитование розничной торговли, населения, привлечение средств во вклады. Работаем с пластиковыми картами. Клиент, получающий зарплату по нашим пластиковым картам, имеет возможность в любой момент получить кредит в размере 98 процентов от суммы среднемесячной заработной платы, что достаточно удобно, так как для получения такого кредита не требуются никакие документы. Это кредитная линия, которая всегда с тобой.
– А если завтра человека уволят, банк не пострадает?
– Мы учитываем финансовое положение предприятия, с которым работаем по зарплатному проекту с выплатой вознаграждения по пластиковым картам, и внимательно смотрим, кто конкретно берет кредит. Но вообще-то не видим большой опасности в этом виде услуг. Практика реализации подобных проектов показала, что риск здесь минимальный. За все время ни с одним клиентом у нас не случилось недоразумений. А эффект хороший и психологический, и социальный. У человека, который пользуется такими услугами, повышается уверенность в себе как у личности, он легче решает семейные финансовые проб-лемы.
– Нельзя ли коротко обозначить перечень услуг банка, кроме уже названных?
– Этот перечень охватывает все те услуги, которые предлагают и наши конкуренты. Отличие, как я уже сказал, в надежности. А во-вторых, наши услуги дешевле. Условия размещения вкладов – одни из самых выгодных среди банков высокой категории надежности. У нас также есть пенсионные, льготные счета, заключены договоры со всеми пенсионными фондами в Ярославле. Пенсии перечисляются на специальные пластиковые карты. Кстати, в августе мы предложим вкладчикам новинку – проект с применением классических кредитных карт, таких, как на Западе.
– Я обратил внимание, что вкладчики стоят к вам в очередь. С одной стороны, это указывает на популярность банка, с другой, согласитесь, это не совсем удобно вашим клиентам.
– Учитывая рост числа клиентов, мы открываем еще один офис в центре «METRO cash@carry». Он будет работать семь дней в неделю и по вечерам. Кроме того, в настоящее время идет ремонт нового центрального офиса филиала, а в перспективе будем открывать отделения в городах и районах области.
– Не сталкиваетесь ли вы с консервативностью ярославцев при введении новых банковских технологий?
– Москва по количеству выпущенных пластиковых карт, конечно же, впереди, но Ярославль, на наш взгляд, достаточно продвинутый город в направлении новизны банков-ских технологий, один из серьезных примеров для страны в целом.
Андрей СОЛЕНИКОВ.