В редакцию газеты вчера пришел вкладчик Альфа-банка Максим Харламов, который в начале июня открыл там вклад в евро на три месяца. Деньги 18-летний студент третьего курса факультета ИВТ Ярославского государственного университета имени Демидова копит на учебу, которая обходится в год примерно в тысячу долларов. Максим решил снять деньги досрочно, что предусмотрено договором.
В ярославском филиале банка ему посоветовали подождать до окончания срока договора, чтобы он смог получить и проценты. Но Максим все же захотел вклад из банка забрать. 9 июля ему оформили все документы и на руки выдали 90 процентов от вложенной суммы.
– Я считаю, что банк нарушил законодательство, отказавшись вернуть мне вклад в полном объеме, – говорит Максим. – Сумма вклада – это мои личные деньги, моя собственность, поэтому отбирать ее у меня банк не может. Я буду отстаивать свои права в суде.
Президент Альфа-банка Петр Авен объяснил введение 10-процентной комиссии так: «У нас много лояльных клиентов, и есть некоторая часть нелояльных, которые бросились досрочно снимать средства с депозита. В последние дни мы несем большие расходы из-за нелояльных клиентов, так что по отношению к этим клиентам мы считаем такой шаг оправданным».
Действительно, в договоре есть пункт 3.8, по которому «размер комиссии за операции, совершаемые с денежными средствами вкладчика, устанавливается в соответствии с действующими в банке на момент совершения операции тарифами». Однако вкладчики и представители общественности считают, что политика Альфа-банка по отношению к «нелояльным» клиентам выходит за рамки закона. Зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев заявил, что «тело вклада – это собственность вкладчика, а в Конституции написано, что лишить гражданина собственности можно только через суд».
По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, Альфа-банк прямо нарушает ст. 837 Гражданского кодекса РФ.
В пятницу днем банк изменил свою позицию, объявив, что собирается со следующей недели «снизить уровень комиссионных за досрочное расторжение договора клиентом банка до обычного уровня», то есть практически отменить их. В банке утверждают, что им удалось снизить ажиотаж, но это стоило сверхурочного режима работы всех сотрудников банка, отзыва из отпуска всех работников и дополнительной аренды 37 инкассаторских машин.
При этом Альфа-банк объявил, что все собранные за счет 10-процентной комиссии средства (за вычетом вышеперечисленных дополнительных расходов) будут использованы для выплаты премий клиентам, сохранившим депозит в Альфа-банке. Так что Максим Харламов частью своего вклада, оказывается, поделится не только с Альфа-банком, но и с его «лояльными» клиентами.