Соседние районы с завистью смотрят на предприимчивых кукобойцев, которые не прочь поделиться опытом удачного ведения бизнеса. Новая идея кукобойцев – это семинары по организации туристических программ в глубинке, которые уже пользуются успехом у соседей. На этот раз в гости к БабеЯге пожаловали 8 глав районных администраций из Вологодской области.
– Вот, приехали посмотреть на достижения наших коллег, – объяснил один из них, глава администрации Грязовецкого района Михаил Андреевич Лупанин. – Сначала посмотрю сам, а потом соберу глав сельских поселений и привезу их сюда – вызнавать секрет, как БабаЯга деньги зарабатывает.
А возник бабкинежкин бизнес, можно сказать, на пустом месте. Еще три года назад ни о каком туризме здесь никто не помышлял. Село Кукобой, которое в тридцатых годах было центром Первомайского района, позже изза неудобного расположения (слишком далеко от центральной автодороги) лишилось своего высокого административного статуса и постепенно приходило в упадок. Развалился колхоз, население – около 1000 человек – осталось без работы, молодежь побежала в город. Возможно, что Кукобой в скором времени постигла бы участь соседнего Захарьева, когдато гремевшего на всю область как передовая колхозная коммуна (ныне от Захарьева осталась одна ветряная мельница), если бы не предприимчивые работники районной администрации.
– В 2004 году мы всерьез стали думать о том, как вывести район из кризиса, – рассказывает заведующая отделом экономики администрации Первомайского района Елена Николаевна Соколова, – обратились за помощью в областную администрацию, вышли на Министерство природных ресурсов. Провели исследование инвестиционной привлекательности нашего района. Посчитали все природные ресурсы. В итоге получилось, что привлечь инвесторов мы можем либо переработкой грибов и ягод, либо строительством фанерного комбината, либо развитием туристической инфраструктуры.
В администрации, подумав, выбрали последнее и пригласили представителей Яроблтура. Из всех деревень, которые объехали предприниматели от туризма, больше всего им понравилось село Кукобой. Здесь и роскошный храм Нерукотворного Спаса, построенный по проекту питерских архитекторов местным купцом в 1912 году, и прекрасная природа, и ухоженный сельский парк. «Только чегото здесь не хватает, – задумались туроператоры, – например, неплохо было бы в этом парке когото поселить!» Сказано – сделано. Подумав немного, представители районной администрации решили поселить в парке... БабуЯгу.
Эта идея пришлась по сердцу и главе районной администрации Леониду Щербакову, благословил проект и губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын. И идея начала обретать реальные очертания.
Первое вложение в фонд БабыЯги – 56000 рублей – сделала районная администрация. На эти деньги силами местной строительной артели воздвигли избушку на курьих ножках. Потом из работников кукобойского Дома культуры «сколотили» творческий коллектив – ООО «Кукобойская старина». Кроме БабыЯги в него вошли другие сказочные персонажи – Лесовичок, Марья Искусница, Дуняша, Аленушка. Областная администрация дала 200000 рублей на покупку необходимой акустической аппаратуры, местные литераторы написали сценарий, стали рассылать приглашения туроператорам соседних регионов.
Случайно или нет, но организаторы первого праздника «В гостях у БабыЯги» подгадали его прямо под день рождения губернатора. После в газетах и на телевидении замелькали упоминания о Кукобое, а потом пошли звонки от туроператоров.
– Первой откликнулась турфирма «Странник» из Вологды, – рассказывает Елена Соколова. – И вот с 22 по 31 декабря 2004 года мы принимали первых туристов с Вологодчины. Так произошло наше «боевое крещение».
Долго ли, коротко ли, появился у БабыЯги спонсор – бизнесмен из Вологды, не побоявшийся вложить деньги в рискованное предприятие. Всего за 2 года инвестиции составили полтора миллиона рублей. На эти деньги построили вокруг бабушкиной избушки городок, отремонтировали местное кафе, в котором каждая тургруппа, посещающая Кукобой, оставляет в среднем 7 – 8 тысяч рублей. «Пропускная способность» избушки на курьих ножках – 2 – 3 группы в день. Это от 40 до 70 туристов. Стоимость тура для одного человека, включая чаепитие и экскурсионную программу, – 150 рублей. Едут туристы из Ярославля, Вологды, Москвы, Подмосковья.
– Наши туристы – это в основном, конечно, дети, – объясняет Елена Соколова, – но бывают и взрослые группы. Особенную популярность БабаЯга почемуто приобрела у череповецких сталеваров – надо видеть, с каким восторгом они катаются зимой с наших крутых горок!
Новинка сезона – дни рождения у БабыЯги. В гостях у нее уже побывали два юбиляра – отметить пятидесятилетие приезжал главный художник Ярославского кукольного театра со всей труппой и десятилетний юбилей своего сына отмечал один из руководителей череповецкой «Северстали».
Как ни странно, конфликт сказочной ведьмы с православной общественностью, который в прошлом году растиражировали средства массовой информации, только увеличил популярность БабыЯги.
«Сначала мы расстроились и думали, что этот скандал похоронит наш проект, но, как ни странно, после этого турист буквально повалил к нам», – говорят кукобойцы.
Не в силах устоять перед обаянием сказочной ведьмы, приехавшие изучать опыт вологодские чиновники раскрепостились и веселились, как дети. А потом поспешили на святой источник – БабаЯга авторитетно заявила, что если лысую голову опустить под струю воды, то непременно начнут расти волосы. А еще он, по преданию, исправляет кривые ноги.
Главы районов покидали Кукобой с намерением распространить передовой опыт у себя на Вологодчине. Каждый из них уже ломает голову: что бы придумать, чем приманить заезжего туриста? В Вытегре, к примеру, на набережной канала Волгобалта поставили океанскую субмарину и открыли в ней музей, в Белозерске реконструируют княжескую гридницу Синеуса, в Устюжне собираются работать над созданием музея старинного оружия и литературной экспозицией, посвященной Батюшкову и Гоголю.
В общем, БабаЯга заразила всех своим планом быстрого обогащения. Между тем «Кукобойская сказка» – это чуть ли не единственный из многочисленных туристических проектов российской глубинки, который смог удержаться на плаву. Большинство же из них так и осталось в стадии идеи. К примеру, в Костроме, которая продекларировала себя как родина Снегурочки, и по сей день не могут привести в порядок парк Берендеев, бывший когдато одной из достопримечательностей города. В общем, просто придумать туристический бренд – этого мало. К идее нужно еще приложить немало сил и средств, чтобы она заработала.
– Дело тут только в одном – в энтузиазме создателей и участников нашего проекта, – считает Елена Соколова, – просто мы планомерно и последовательно шли к намеченным целям, и в итоге БабаЯга начала приносить прибыль.
Рентабельность проекта на сегодняшний день составляет 25 процентов. БабаЯга с лихвой окупает вложенный инвесторами капитал. Правда, на сегодняшний день прибыль инвестируется в развитие инфраструктуры. Следующий этап – строительство в Кукобое комфортабельного отеля. Уже нашелся инвестор, выбрано место – заброшенные корпуса бывшей «Сельхозтехники». Так что впереди у БабыЯги большие перспективы.