Статья предусматривает наказание за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, если это привело к нарушению природных свойств воздуха, в виде штрафа от 2,5 до 80 тыс. рублей, или арест на срок до 3месяцев, или лишение права занимать руководящую должность.
Дело против Запрягаловой было возбуждено в ноябре 2003 года, когда жители соседнего поселка Козьмодемьянский и руководители Ярославского сельского ЖКХ обратились в природоохранную прокуратуру с жалобой на постоянные тошнотворные выбросы со свинокомплекса, копоть и гарь.
– Мы провели проверку, – рассказал нам исполняющий обязанности природоохранного прокурора Владимир Зяблицев, – и выяснили, что источником токсичных выбросов является устроенная хозяй-ством печь для сжигания павших свиней. Никакой очистки дыма при этом не предусмотрено. Животных сжигали в примитивном устройстве типа железной бочки.
Анализ выбросов выявил, что в них содержание ацетона (яда 4-го класса опасности) в 4,5 раза выше предельно допустимой концентрации, а фенола – сильнейшего яда, парализующего нервную систему, – в 2,5 раза больше ПДК.
Жалобы поступали в различные организации и ранее. Предписания ликвидировать поросячий крематорий, эксплуатируемый без очистки газов, выносили главный государственный ветеринарный врач и главное управление природных ресурсов. Но Запрягалова отговаривалась тем, что бывший совхоз так сжи-гает павший скот уже 20 лет.
Следствие из-за необходимости провести независимую экологическую экспертизу затянулось на 8 месяцев. И вот суд состоялся. На первый раз ограничились штрафом в 8 тыс. рублей. Владимир Зяблицев доволен и этим: ранее иски прокуратуры, как правило, заканчивались оправдательными вердиктами или условным наказанием.