– Если следовать принятой нами философии «бережливого производства», разработанной фирмой «Тойота», то нужно всегда помнить принципы: «Главное богатство компании – это люди», «Все вопросы решаются на производственной площадке», «Потребитель всегда прав», «Каждый день можно вносить в жизнь изменения к лучшему». По моему мнению, наиболее важен первый тезис. В последнее время это стали понимать и в России.
– Николай Алексеевич, что руководители «Автодизеля» сделали для реализации такой производственной философии?
– За два последних года мы постарались изменить свое отношение к персоналу как самому ценному активу предприятия. Лучше удержать коллектив, который есть на ЯМЗ, переучив людей, применяя их способности и умения к изменяющимся рыночным условиям, чем набирать новых людей со стороны. Да таких и нет. В Ярославле существует острый дефицит высококвалифицированных кадров. Мы делаем все, чтобы постепенно улучшить условия труда членов нашего трудового коллектива.
– Как у вас складываются отношения с региональной и местной властью?
– На сегодняшний день хочу с удовлетворением отметить, что с представителями и региональной, и местной власти у нас полное взаимопонимание. В ОАО «Автодизель» трудится 15700 человек. На работу нашего предприятия полностью завязана технологическая цепочка Тутаевского моторного завода. Ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры тоже работают на нас, поставляют свою продукцию лакокрасочные и резинотехнические предприятия. Почти четверть населения Ярославля, так или иначе, связала свою судьбу с «Автодизелем».
150 млн. рублей фонда заработной платы, которую ежемесячно получают наши работники, дают жить и развиваться сотням представителям малого бизнеса. Налоговые платежи «Автодизеля» в этом году приблизятся к 1,6 млрд. рублей. 75 – 80 процентов налоговых поступлений в областной бюджет – это вклад в казну крупных предприятий. Поэтому отношение завода к области и городу крайне трепетное, мы понимаем, что здесь живут наши работники, и ожидаем такого же отношения от власти к нам. В целом, наши ожидания оправдываются.
– Что вы делаете, чтобы улучшить экологическую обстановку на предприятии?
– Нами инициировано создание единой санитарно-защитной зоны Северного промышленного узла. В него входят Ярославский моторный и шинный заводы, ОАО «ЕLDIN» и еще более 10 предприятий. В процессе работы они выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу и сточные воды в Волгу. Все предприятия привыкли отвечать за состояние окружающей среды сами по себе. Цель проекта – качественное оздоровление экологической ситуации на «пятерке» в Ленинском районе. Первый заместитель мэра Ярославля Сергея Ястребов отмечает, что именно благодаря активной позиции «Автодизеля» инициировано создание проекта санитарно-защитной зоны. Сейчас защитная зона ЯМЗ – 500 метров. Думаю, что она будет сокращена к 2008 году до 300 метров. Таким образом, мы дадим возможность строить в районе улицы Автозаводской. Развитию Ленинского района будет придан новый импульс.
В проекте зоны будут четко определены квоты для каждого предприятия на выбросы в атмосферу. Создание санитарно-защитной зоны стоит около 25 млн. рублей. Мы сделали первый взнос на разработку проекта, заплатили около одного миллиона рублей и объединяем эти предприятия, хотя процесс идет сложно. Некоторые говорят, что ничего не загрязняют, но Суринский коллектор, по которому идут стоки, принадлежит моторному заводу, и мы-то видим, кто что сливает. Говорят, что во всем виноват ЯМЗ, хотя за нами еще десять предприятий. Мы сделаем так, чтобы каждое внесло свою лепту в природоохранные мероприятия.
– Удастся ли это сделать?
– Нужно не забывать об очень жесткой позиции мэрии Ярославля в этом вопросе. Я благодарен и мэру Виктору Волончунасу, и Сергею Ястребову, что они встали на защиту проекта и поддержали в этом начинании ЯМЗ. И другие предприятия должны внести свой вклад. Мы живем в Ярославле и несем за него ответственность, необходимо сделать все, чтобы здоровье людей не страдало. Нельзя быть временщиками. Мы должны объяснять это руководству и доказывать, что нельзя жить в обществе и быть отдельным от него. Такие предприятия как ЯМЗ и ЯШЗ, к каким бы промышленным группам не принадлежали, прежде всего находятся в Ярославле и работают на благо города. Руководители предприятий должны руководствоваться не только целями извлечения прибыли, но и гражданскими принципами.
– В связи с этим возникает вопрос о дальнейшей судьбе литейного производства «Автодизеля»…
– Я достаточно долго жил на «пятерке» и прекрасно помню клубы черного дыма, которые вырывались из вагранок литейных цехов. Наверное, все должны заметить, что за последние полтора года все изменилось: литейные цеха у нас не дымят. Сейчас там лампочки горят, чисто, покрашено. Мы вложили в их реконструкцию в прошлом году 46 млн. рублей, ликвидировали старинные электродуговые печи, поставили новые миксера постоянного тока.
Из восьми вагранок мы закрыли четыре в литейном цехе серого чугуна. Кроме того, в литейном цехе № 1, который ближе к пятерке, мы вообще ликвидировали вагранки и полностью прекратили работу на третьем конвейере. Это самый тяжелый конвейер литейного цеха серого чугуна, на котором был высокий уровень профессиональных заболеваний. Часть литья оттуда мы передали на ГАЗ. И это только малая толика мероприятий, которые мы сделали, чтобы улучшить экологическую ситуацию на предприятии.
В литейном цехе серого чугуна мы переходим на новые технологические процессы изготовления стержней с помощью обогащенного сухого песка. Мы уходим в основном на выпуск стержней по холодно твердеющим смесям, применяя современнейшие аппараты. Это резко оздоровит обстановку в цехе. На очереди резкое снижение объемов брака. И сейчас мы уже сократили брак по головке блока с 46 до 20 процентов. В будущем году эти показатели должны составлять 5 – 7 процентов.
Значит, у нас уменьшится количество жидкого металла, а это снизит нагрузку на окружающую среду в районе «пятерки». Если в 2004 году выброс загрязняющих веществ в атмосферу был 3440 тонн в год, то в этом году он сократится по прогнозу до
3 тысяч тонн, а в 2007 году – до
2 тысяч тонн. Таким образом, сокращение будет весьма значительное: за три года в два раза. Если в реку Волга в 2003 году ОАО «Автодизель» было сброшено 732 тонны, то в 2007 году это показатель уменьшится до 400 тонн.
– Охрана окружающей среды стоит дорого, вы готовы платить за это?
– Мы вкладываем серьезные средства в экологическое оздоровление нашего производства. В прошлом году затраты составили около 3,5 млн. рублей, в этом – примерно 4 миллиона. В бизнес-плане до 2009 года мы запланировали 44 млн. рублей на природоохранные мероприятия. Это и создание собственного карьера захоронения наших промышленных отходов, это и модернизация очистных сооружений (так называемый Суринский коллектор), сооружение локальных очистных станций и станций нейтрализации в каждом заводском цехе, где есть гальваностоки.
Следующие шаги – это полный ремонт вентиляции в цехах, прежде всего в литейных, снижение загазованности. Серьезная работа уже идет, видны ее результаты. Когда у нас были белорусские журналисты, они заметили, что ни на одном российском заводе никогда им не показывали литейные цехи, потому что туда страшно заходить. Гости из братской страны посмотрели наш литейный цех серого чугуна и страшного ничего не увидали, хотя и сказали, что цех горячий и тяжелый. Но если сравнить то, что было два года назад и сейчас – это две большие разницы. Я знаю, что основная часть коллектива видит эти перемены к лучшему, приветствует и помогает реализовать.
– Как в «Автодизеле» обстоит дело с охраной труда рабочих?
– Средствами индивидуальной защиты обеспечиваем всех, в соответствии с нормами. Беда в том, что наши люди ими зачастую не пользуются под страхом любых наказаний. Когда спрашиваешь рабочих, почему они трудятся без спецодежды, пожимают плечами. «Почему без очков?» – «А мне так не нравится». «Почему без каски?» – «А она тяжелая». Вот разница между российской демократией и западной. Если там рабочий получит травму, находясь по своей вине без средств индивидуальной защиты, которые положены по технике безопасности, ему не выплатят ни копейки страховки. Поэтому на Западе люди очень дисциплинированы.
В России, даже когда человек сам грубо нарушил правила техники безопасности, очки и каска лежат на тумбочке, и получает травму – виноват руководитель. Я понимаю, что мастера должны за этим следить и заставлять рабочих позаботиться о своем здоровье. Но иногда бывает очень трудно это сделать, когда мастера просто посылают подальше. Такое тоже бывает, к великому сожалению. Нужно продолжать с такими людьми работать.
– В заводских цехах зимой довольно прохладно. Есть возможность что-то изменить?
– В этом году мы около
10 млн. рублей вложили в подготовку к зиме: заменили в цехах около 40 ворот, сделали новые двухслойные конструкции, которые не пропускают тепло. В этих же цехах были заменены или отремонтированы калориферы. В литейном цехе серого чугуна проведена большая работа по утеплению шихтового двора, утеплены наружные стены в корпусе. Я надеюсь, что этой зимой температура в цехе будет оптимальная, по крайней мере, ниже 12 градусов тепла она ни в коем случае не будет, даже если на улице мороз будет за 35 градусов.
В агрегатном цехе № 1 полностью заменены все стекла, рамы на южной стороне, отремонтированы крыши, остеклены фонари. Деятельность руководства завода направлена на то, чтобы создать оптимальные условия труда для работников. Мы приобрели 20 автоматов газированной воды, отремонтировали остальные. Ни одного вопроса в цехах нам не задали по наличию холодной воды.
Во всех цехах меняем освещение, переходим на новые, более экономичные лампы. Как-то пришел ко мне бывший генеральный директор ЯМЗ Виталий Алексеевич Долецкий и сказал, что 20 лет территорию завода не асфальтировали. Мы начали этот процесс и уже вложили 8 млн. рублей: заасфальтировали центральный проспект, ближайшие к нему улицы. Задача на
будущий год – вложить
16 млн. рублей и заасфальтировать все заводские проезды. Людям будет удобнее ходить, когда не будет ям, никто не подскользнется зимой.
– Вы говорите о заводе, как о городе – проспекты, улицы...
– Заасфальтировать проезды моторного завода – все равно что сделать тоже самое на территории всего микрорайона «пятерки». Площадь завода – 100 га с цехами, а проезды и проходы составляют примерно 20 процентов от нее. Посмотрите: наши проспекты и дороги стали не хуже городских. Мы за два года убрали триста каптерок, которые приросли к цехам, все сломали. Красим, приводим в порядок цеха – ЦКД-1, в этом году на очереди – инженерно-конструкторский центр, агрегатный цех, фасад заводоуправления.
Я даже часы велел заменить. Люди видят: раз на моторном заводе работают часы – значит все хорошо и на заводе, и в городе. Большинство жителей Ярославля прекрасно понимает, что такое моторный завод, и зачастую говоришь с женщинами-работницами, они в общем-то довольны: зарплата стабильная, выплачивается два раза в месяц, есть свой лагерь, база отдыха, материальная помощь. Никогда никого не бросили и не бросим, если что-то случится.
– Что вы делаете, чтобы привлечь на завод молодых специалистов?
– Дай, Бог, если мы пробьем в следующем году начало строительства малосемейного общежития (квартир на сто). Даже, если это не получится, то представители Группы «ГАЗ» заверили меня, что будет налажено льготное ипотечное кредитование для новых специалистов. Нам как воздух нужны люди, которые работают, как положено, не пьют, не прогуливают, учатся и повышают свой технический уровень. В этом году впервые за последние шесть лет мы взяли 40 молодых специалистов-инженеров, выпускников ЯГТУ и ЯрГУ. Они будут работать не мастерами, а инженерами в отделе автоматизации и механизации, в инженерно-конструкторском центре, в управлении главного технолога.
В 2001 году руководство области и завода заключили договор о взаимодействии с группой «Сибирский алюминий», ныне «Базовый элемент». Все происходящее за это время, особенно в последние два года, говорит о том, что мы сделали правильный выбор. Мы не имеем от акционеров, от нашего дивизиона, от группы ГАЗ отказа в предоставлении средств, которые будут направлены на обучение персонала, на экологические программы, на внедрение новой производственной системы. Системе «бережливого производства» обучились 1800 человек. Это процесс усвоения теоретических знаний и практических навыков будет захватывать все больше и больше работников ОАО «Автодизель». Гораздо легче обучить современной системе новых сотрудников, они быстро все схватывают. А вот переобучить тех, кто отработал 20 – 30 лет по старинке, весьма сложно.
– Приход молодых поможет реализовать новые проекта «Автодизеля»?
– Конечно. 19 июня в Ярославле руководители группы ГАЗ и французской компании «Renault Trucks» подписали соглашение об открытии в России лицензионного производства дизельных двигателей Dci11, соответствующих экологическим требованиям Евро-3 и Евро-4. Первый двигатель мы получили из Франции, скомплектовали, отправили в Минск для адаптации, а второй выставим на автосалоне в Москве. Мы купили лицензию, поэтому можно сказать, что это наш мотор. Будем учить сотрудников «Автодизеля» работать на импортной технике. Первую группу в начале сентября отправляем на стажировку во Францию. Когда это было?
Во втором полугодии 2007 года мы начнем опытно-серийное производство, должны сделать 500 лицензионных моторов. Это еще 350 рабочих мест в Тутаеве на экспериментально-ремонтном заводе, который входит в структуру ОАО «Автодизель». Он был спроектирован для полного восстановления двигателя ЯМЗ. Но так как сейчас идет только узловой ремонт, оборудование вывозится и предлагается к продаже. Освободившихся площадей вполне хватает для размещения импортного оборудования. На этом заводе есть испытательные стенды, которые мы модернизируем, и сборочный конвейер. Там же, в Тутаеве, будет организовано производство двух деталей – блока и шатуна. Ряд деталей будет изготавливаться на производственных площадях ЯМЗ.
– 26 июля в Граце (Австрия) на полигоне фирмы AVL GmbH состоялся запуск первого прототипа нового рядного дизельного двигателя ЯМЗ-536. Где будет размещаться производство новых дизелей?
– Когда этот проект будет реализован, то появится 3,5 тысячи новых рабочих мест в Заволжском районе Ярославля. На ЯЗДА есть свободный корпус площадью около 36 тысяч
кв. метров. Одна треть помещения уже в рабочем состоянии, остальное нужно достраивать. Институт «Гипродвигатель» должен в течение четырех – пяти месяцев создать проект. А для строительства цеха мы привлечем очень крупную строительную фирму. Только эти работы обойдутся приблизительно в 100 млн. рублей. В целом размер инвестпрограммы на будущий год почти 6 млрд. рублей. А раз будут инвестиционные проекты, значит будет развиваться инженерная и социальная инфраструктура, значит будет развиваться и город в преддверии своего тысячелетия. Вот та самая социальная ответственность бизнеса, о которой так много говорят.
– Как идет работа по переводу производства на выпуск моторов, которые отвечают современным экологическим стандартам?
– ЯМЗ первым в России в 1998 году сертифицировал двигатель Евро-2, в этом году их будет изготовлено 30 тысяч штук. Потребности ведущих заводов России и Белоруссии в двигателях такого уровня мы удовлетворяем. Это вклад ОАО «Автодизель» в улучшение экологической обстановки не только в Ярославле, но и во всех городах страны.
Наши конструкторы создали двигатель Евро-3 на базе V-образного мотора. Первые десять образцов были изготовлены еще два года назад и переданы на Минский автозавод. Они успешно работают, некоторые прошли по 350-400 тысяч км. Ресурс двигателя около миллиона км. Неделю назад мы отправили еще один мотор на МАЗ. В 2007 году план выпуска V-образнымх двигателей – 40 единиц. И в том же году предоставим нашим потребителям 50 моторов ЯМЗ-536.
В 2010 году нас ожидает переход на Евро-4, поэтому все двигатели ЯМЗ-536 будут соответствовать этому стандарту. В городах России станет дышать легче. Правда, на Таймыре можно обойтись и Евро-2. Наверное, не стоит устраивать гонку цен: Евро-3 дороже Евро-2 на 25 процентов, а Евро-4 дороже Евро-2 на все 50 процентов.
Серьезный вклад в улучшение экологической обстановки даст выпуск двигателей на сжатом газе. Его использование в несколько раз понижает выбросы окиси азота, углерода, твердых частиц. Пока такие движки установлены на нашей дизель-генераторной установке. Мы работаем над изготовлением газового двигателя, который будет устанавливаться на автобусах и автомобилях.
– Будем надеяться, что выпуск новой продукции даст прирост зарплаты сотрудников «Автодизеля». Какова сейчас ее величина?
– Примерно 11 тысяч рублей. Нужно напомнить, что в 2003 году она составляла 5200 рублей. И перспектива для дальнейшего роста есть: за счет реализации программы снижения затрат, масштабного переоборудования литейного производства, приобретения новых станков, внедрения новой производственной системы. Программа снижения затрат на будущий год – 400 млн. рублей, а в этом она составит 350 млн. рублей и успешно выполняется. Производительность труда растет, а за ней и зарплата, а значит и уровень жизни сотрудников компании – нашей главной ценности.
* * *
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ