по экономике и финансам, депутат Государственной думы Ярославской области Сергей Козлов.
– Сергей Аркадьевич, что же заставляет энергетиков обратиться в прокуратуру?
– Это скорее крик души. Согласно статье 10 федерального зако-на «О ветеранах» расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, к числу которых относится тепло и электроэнергия, производятся за счет средств бюджета субъекта РФ. Мы усматриваем нарушение наших прав в том, что вопреки закону о ветеранах организациям, предоставляющим льготы, не возмещаются понесенные ими расходы. Выходит, что закон не исполняется не в отношении ветеранов, получающих 50-процентную скидку при оплате за тепло и электричество, а в отношении самого предприятия, дающего эти льготы.
Мы единственная область, в которой энергетики выставляют счета по льготному тарифу, а нам напрямую из регионального или местного бюджета возмещаются понесенные убытки. В 2003 году ОАО «Ярэнерго» от понесенных расходов по предоставлению льгот ветеранам не получило из бюджета в качестве возмещения ни одного рубля. В первом полугодии этого года расходы ОАО «Ярэнерго» на выполнение закона о ветеранах составили 50 млн. рублей, компенсационные выплаты – всего 265 тыс. рублей.
Выходит, что льготы по оплате электрической и тепловой энергии предоставляет акционерное общество, а не субъект РФ, так как не получает законного возмещения из бюджета. По состоянию на сегодняшний день задолженность бюджета перед ОАО «Ярэнерго» только по предоставленным льготам ветеранам составляет 90 млн. рублей.
– К чему может привести невыполнение государством своих обязанностей?
– Это приводит к нарушению финансовой устойчивости организаций, которые предоставляют льготы по оплате коммунальных услуг, что в свою очередь вызывает невозможность исполнения собственных обязательств. Получается замкнутый круг. Общий долг перед энергосистемой с учетом всех льгот достигает 300 млн. рублей. Эта сумма сопоставима с годовой суммой затрат ОАО «Ярэнерго» на ремонтные ра-боты.
Закон о ветеранах действует с 1998 года, и мы, как законопо-слушная организация, выполняли его, ветераны получали положенные льготы. Но за счет кого? До 2003 года, когда тариф на тепло для населения был 15 – 20 процентов от полной стоимости, наши потери составляли 10 – 12 млн. рублей в год, и мы с ними мирились. Раньше энергосистема выступала буфером между населением и бюджетом. Волна неисполнения бюджета не доходила до конкретного жильца. Но теперь люди согласно постановлению мэра Ярославля платят 80 процентов от полной стоимости тепловой энергии, и ожидаемая сумма финансирования льгот ветеранам для «Ярэнерго» в 2004 году составит 75 млн. рублей. Это уже непосильно для акционерного общества и в конечном итоге скажется на подготовке к зиме и надежности энергоснабжения потребителей Ярославской области.
– Что может сделать прокуратура?
– Прокуратура – надзорный орган, который следит за тем, как выполняется федеральный закон. Ведь в законе есть две составляющие: предоставить льготы ветеранам и произвести возмещение понесенных расходов предприятиям, предоставившим льготы в полном объеме. Вызывает вопросы тот факт, что до настоящего времени не принят подзаконный акт, определяющий порядок возмещения понесенных расходов организациям и предприятиям, предоставляющим льготы ветеранам. В связи с этим отсутствует прозрачность распределения и без того недостаточных средств не только между организациями, предоставившими льготы, но и между местными бюджетами.
Так, например, бюджет Ярославля получил субвенций из областной казны на реализацию льгот ветеранам в первом полугодии на уровне 5 процентов от 93 млн. рублей, предусмотренных в бюджете Ярославской области на 2004 год. Прокуратура должна выступить арбитром в споре и определить, кем же все-таки не выполняется закон и почему. Пора разобраться и сказать, в чем причина и кто виноват.
Беседовал