В прошлом году предприятие стало победителем конкурса «100 лучших товаров России» за освоение выпуска блочных модульных навесных культиваторов, позволяющих за один проход трактора выполнять весь цикл предпосевной обработки почвы. На российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2003» ЯрРТП за те же культиваторы наградили серебряной медалью и дипломом второй степени, а разработанные и освоенные предприятием охладители молока – бронзовой медалью и дипломом третьей степени. Очередные медали и дипломы ярославцы привезли и со специализированной выставки этого года в Москве «Агротех-трактор».
Выпуск новинок, да еще на уровне изобретений, говорит о высоком профессионализме инженеров, техников и рабочих ЯрРТП. Но немалую прибыль, устойчивое финансовое положение и одну из самых высоких в отрасли среднюю зарплату – свыше 7 тыс. рублей – предприятию обеспечивает в том числе и автосервис.
Именно этот профиль работы ЗАО «Ярославское РТП» и был в центре внимания состоявшегося здесь семинара начальников ведущих станций технического обслуживания области.
Показ гостям опыта авторемонта и подготовки автотранспорта к техническому осмотру генеральный директор Геннадий Хаецкий начал с мойки машин.
– Чистота и культура производства на предприятии, – считает он, – начинается именно с того, что ни одна машина, ни один механизм или агрегат не поступят в цехи, пока не будут тщательно вымыты. Это и рабочих подтягивает, настраивает на качественную, производительную работу. Они не возятся в грязи, как часто бывает в ремонтных мастерских. Кроме всего прочего и оборудование лучше работает в чистых цехах. Современную мойку для большегрузных и легковых автомобилей на ЯрРТП запустили в прошлом году. Здесь мощные струи подогретой воды сбивают с автомобиля грязь даже в труднодоступных местах. Стоки никуда не сбрасываются. Мойка оснащена замкнутой системой оборота воды. После очистки она используется повторно, что позволяет экономить немалые средства на потреблении ресурсов и беречь природу.
Автомобили на предприятии можно ремонтировать от начала до конца, от кузовных работ, где корпус поврежденного автомобиля мощными приспособлениями возвращают в прежнее положение, сваривают, выправляют вмятины, до покрасочных в специальных камерах. Есть небольшая, для легковых машин, а есть такая, куда входит кузов автобуса. Начальник авторемонтного цеха Юрий Сергеев продемонстрировал здесь новацию своих электриков. Они наладили сушку кузовов не расточительными кондиционерами, а индукционными нагревателями, что и качество сушки повышает, и вредные вы-бросы растворителей снижает.
В том, что требование чистоты в цехах необходимость, гости убедились, когда увидели целую систему диагностических стендов, оборудованных электроникой и компьютерами.
Второй год здесь работает стенд диагностики двигателей. Он оснащен специальной программой, которая позволяет буквально заглянуть внутрь мотора и, не разбирая его, установить дефект. Все, что происходит во время работы двигателя, можно увидеть на экране дисплея, а параметры распечатать на принтере. На этом же стенде можно идеально отрегулировать систему зажигания, топливоподачи. Цех оборудован современными стендами для проверки и регулировки тормозных систем. А недавно налажен и пущен в работу итальянский компьютерный стенд для проверки и регулировки углов установки колес. В базу данных его компьютера заложено более 2000 типов автомобилей.
Если вести ремонт только за счет покупных изделий, меньше чем за 60 – 70 процентов от цены новой машины капитальный ремонт автомобиля не сделать.
– Мы бы не имели такого объема заказов и не выжили бы в рынке, не освоив современные технологии восстановления деталей, – отмечает Геннадий Хаецкий. – Без этого у нас себестоимость ремонта зашкалила бы за полцены новой техники.
В ЯрРТП ремонтируются почти все модификации выпускавшихся и выпускающихся сейчас на территории СНГ дизельных двигателей.
– Мы возвращаем им 80 процентов ресурса, – рассказывает Юрий Сергеев. – Если при этом новый дизель ЯМЗ-236 стоит почти 120 тысяч, то отремонтированный только 33,5. И так по всем дизелям цена капремонта 25 – 30 процентов стоимости нового изделия. А позволяют достичь этого новые технологии восстановления деталей.
Там, где их применяют, еще более высокие требования к чистоте.
40 процентов премиальных рабочие РТП получают за качество и культуру содержания рабочих мест. Иначе и новые технологии не приживутся. Достаточно посмотреть на электронное оборудование, которое управляет наплавкой ленты из легированной стали на изношенные детали. Установки «Элитрон» и «Вестрон», внедренные при содействии отраслевых научно-исследовательских институтов, не могли бы работать среди грязи и пыли. Более 400 видов деталей получают после восстановления вторую жизнь. Причем некоторые становятся даже прочнее, чем в первой своей жизни. Чугунный блок цилиндров с трещиной прежде считался не подлежащим восстановлению. А это одна из базовых и самых дорогих деталей дизеля. С помощью швед-ской технологии сварщики восстанавливают блок с гарантией его новой долгой службы. Многие алюминиевые детали двигателей и машин здесь ремонтируют с помощью «холодной сварки» – специальных химически и термически стойких полимерных материалов.
Для очистки деталей после разборки в ЯрРТП приобрели специальные моечные установки. В них, как и на мойке кузовов, растворы очищаются и используются повторно. Впрочем, и новые агрегаты, узлы и детали в громадном ассортименте здесь ставят на ремонтируемую технику.
Из общего объема реализации продукции и услуг, который на предприятии в 2003 году вырос на 4 млн. рублей и достиг 128 миллионов, немалую долю дает установка дизелей ЯМЗ на большегрузные автомобили. ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236 ставят на автомобили КамАЗ, ЗИЛ, «Урал». На ГАЗ-53 – взамен изношенного новый рядный дизель Д-245. Водителям такая замена нравится. Ярославские моторы дешевле и, по их мнению, надежнее. И для «Автодизеля» в его нелегкой сегодня ситуации партнерство с ЯрРТП выгодно.
При ЯрРТП создан торговый дом «Агротехника» с дилерской сетью, охватывающей почти всю территорию СНГ. Его возглавляет кандидат технических наук Сергей Елисеев. Задача торгового дома – поставка запчастей на село и, разумеется, цехам предприятия. Такой симбиоз очень выгоден.
– Мы – ремонтники и лучше знаем, где взять хорошие, качественные запчасти, кто в стране и ближнем зарубежье лучший поставщик, – говорит Геннадий Владиславович.– У нас на ремонт и в продажу плохие изделия не попадут. Номенклатура поставок запчастей огромная. Мы получаем их из Барнаула, Тюмени, Нижнего Новгорода, Украины и Белоруссии. Партнеры уже проверенные, связи с ними устоявшиеся, и то, что мы применяем, все качественное.
В этом (в качестве на всех переделах – от закупки деталей до выпуска техники из ремонта), наверное, и есть секрет успеха ЗАО «Ярославское РТП», секрет того интереса, который проявляют к нему не только потребители, но и конкуренты, родственные предприятия области и страны.