Как выяснилось, мэрия уже заключила контракт по внедрению комплексной автоматизированной системы контроля оплаты проезда на городском транспорте. Общая стоимость работ – 367 млн. рублей, и аванс в 30 миллионов уже получила выигравшая конкурс столичная фирма – ООО «Социальные системы». Первый заместитель мэра Сергей Ястребов и председатель комитета по транспорту и связи мэрии Ирик Насыпов ездили в подмосковный город Долгопрудный, где эта фирма внедрила турникеты. Они полдня ходили по остановкам и с часами в руках замеряли время посадки пассажиров. Очевидно, их все устроило.
Но вживую оценить нововведение смогли депутаты муниципалитета Ярославля – члены рабочей группы комиссии по экономике. Для этого из Долгопрудного был пригнан автобус с турникетами. Разработчики системы подчеркивают, что входить в транспорт можно будет через все двери, а не только через переднюю. Народные избранники, получив в руки пластиковые карточки, очень похожие на банковские, с трудом осваивались с новой техникой.
В каждой двери слева – вход, справа – выход. Чтобы попасть в автобус, нужно встать на нижнюю ступеньку, приложить карточку к считывающему устройству и подождать, пока турникет опустится. Затем следует подняться на вторую ступеньку, где есть еще один турникет, который нужно убрать своими руками. Выходить и того сложнее – карточку надо опустить в маленький ящик для проверки подлинности, а затем обратно забрать. При этом утверждается, что на заполнение салона на остановке нужно всего три минуты. С первого раза депутаты Ярославского муниципалитета норматив выполнить не смогли.
Разработчики системы говорят, что народ в Долгопрудном столкнулся с такими же проблемами. Тамошние власти сделали ход конем. Чтобы не озлобить людей, которые в час пик торопятся на работу и готовы сломать любой турникет, на период внедрения эксперимента привлекли дополнительные автобусы. Где возьмет новую технику мэрия Ярославля? Ведь ясно, что при нынешнем количестве подвижного состава столпотворения на остановках не избежать.
– Разве можно через турникеты пронести большие сумки, коляску с ребенком? – спросил депутат Илья Осипов. – А бабушка с тележкой или инвалид вообще такие препятствия не осилят.
Но народных избранников тут же заверили, что многих непреодолимых преград не будет. В крайнем случае, водитель нажмет находящуюся в кабине красную кнопку, открывающую все пути. Похожая система, только с магнитными, а не пластиковыми карточками, работает и в столице. По словам жителей первопрестольной, «в Москве на автобус в час пик теперь садишься десять минут, пока все с этими билетами проползут».
Корреспондент «Северного края», осмотрев турникет, пришел к выводу, что препятствием он является только для пожилых людей. А вот молодые «зайцы» могут простонапросто перепрыгнуть барьер. Разработчики из столицы уверяли, что на это способны только гимнасты. Автору этих строк, вовсе не относящемуся к числу атлетов, пришлось показать, что войти в автобус можно, равно как и выйти, и без билета, просто чуть подняв ноги. Кстати, даже быстрее получается. Опешившие москвичи только и смогли ответить:
– А вот пенсионеры не смогут!
Но, похоже, проблемы рядовых пассажиров наших чиновников не очень волнуют. Главный аргумент в пользу турникетов – финансовый. В результате тотальной ликвидации «зайцев» и кондукторов доходы транспортников увеличатся в два раза – с нынешних 500 млн. рублей в год до миллиарда. Внедрение турникетов позволит ликвидировать дотации транспортникам из городского бюджета – около 400 млн. рублей в год. В этой цифре и сокрытие выручки кондукторами и водителями.
– Мы должны уйти от человеческого фактора и от наличных денег, – заявил Ирик Насыпов.
На первом этапе планируется внедрение системы на городском электротранспорте. В автобусах будет вначале реализован механизм безналичной оплаты проезда – без турникетов, карточку нужно будет приложить к считывающему устройству, которым оснастят кондукторов. В 2008 году систему в полном виде внедрят и на всех автобусах, выполняющих городской заказ (кроме маршрутных такси).
По сути, оплачивать новое введение должны будут добросовестные граждане, которые сейчас покупают проездные билеты. Чтобы снизить сроки окупаемости до двух – трех лет, городские власти предлагают ввести продажу электронных билетов в зависимости от числа поездок. Сейчас житель Ярославля сможет купить проездной рабочего дня на один вид транспорта за 320 рублей или на три вида транспорта за 640 рублей и совершить неограниченное число поездок.
В новой системе, как планируют в мэрии, стоимость карточки на 40 поездок будет 280 рублей, на 80 поездок – 560 рублей. Тем самым дается скидка в 12,5 процента – одна поездка обойдется в 7, а не в 8 рублей. Также будут отменены проездные для школьников и студентов – у них будет только 50процентная скидка от стоимости фиксированного числа поездок. Льготники смогут получить пластиковую карту на тех же основаниях, что и проездной билет.
Пока решение о введении именно такой системы оплаты еще не принято, у депутатов муниципалитета и простых горожан есть возможность высказать власти свое мнение о нововведениях. А потому «Северный край» приглашает всех читателей к разговору.