На днях на рынке побывали наши корреспонденты, чтобы на месте выяснить, какая же судьба его ждет.
– Рынок закроют 1 сентября, – убежденно сказала нам арендатор Лилия Михайловна. – Это уже точно знают и продавцы, и покупатели. С 15 августа мы должны платить за место вместо семи двадцать тысяч рублей. Это неподъемная сумма, вряд ли кто-то сможет ее отдать. Нас просто таким образом выгоняют отсюда. Раньше обещали, что вот-вот начнется реконструкция, построят новые современные модули, и мы в них будем торговать. Только сейчас почему-то руководство решило действовать по-другому.
Лилию Михайловну по-человечески жалко. На Толбухинском она работает уже семь лет, это единственный источник дохода для ее семьи. Таких, как она, здесь большинство. Эти люди не только привозят товар, но и сами его продают. Все они сегодня недоумевают: кто вообще принял решение пустить по миру десятки людей? Впрочем, с вопросами, похоже, идти не к кому. Назначенного недавно нового директора – Андрея Владимировича Семенихина никто из них в глаза не видел! Между тем его работники в один голос говорят, что все решает только он лично.
Но мы не стали сдаваться и обратились к начальнику управления сферы услуг мэрии Николаю Якушкину. Именно он курирует все ярославские рынки.
– Повысили, говорите, цену за аренду торгового места в десять раз? Что ж, это частный рынок. Там есть хозяин, он сам решает, что ему делать.
– Но ведь там сегодня трудятся десятки людей, это основное место их работы.
– Ничем не могу помочь.
Идем дальше, к главе администрации Красноперекопского района Сергею Галкину.
– О том, что Толбухинский рынок закрывается, я уже слышу больше месяца, – сказал Сергей Георгиевич. – Это все слухи, не соответствующие действительности. Реконструкция его будет, это точно, но закрывать не планируем.
Осторожно интересуемся у Сергея Георгиевича: что теперь, после повышения арендной платы, ждет предпринимателей?
– Да понятия не имею. Если что-то кому-то не нравится, пусть идет в суд.
– А на Толбухинском вовсю кипит работа, – сказал нам молодой продавец Сергей. – Через пару дней мы «сворачиваемся». Надо работать, как-то выживать.
– Я найду где торговать, – уверен предприниматель Михаил, занимающий два торговых места. – Меня всюду приглашают. Обидно другое: руководство рынка знало, что попросит меня отсюда, но когда я решил расширяться и заарендовать еще один торговый модуль, мне почему-то никто ничего не сказал. Зато деньги за аренду тут же взяли.
– А мне некуда идти, – говорит предприниматель Людмила Александровна. – Возраст уже не тот, чтобы метаться из угла в угол. Придется закрывать бизнес, продавать квартиру, чтобы покрыть все расходы.
– Я в шоке, – вторит ей наемный продавец Наталья Валерьевна. – Остаюсь без работы, а у меня – маленький ребенок.
– Рынок закрывается 1 сентября, – сказал охранник на выходе, – это точно. Наша служба будет здесь работать еще какое-то время, пока старые модули не снесут. А потом, пожалуй, тоже придется искать новую работу.
Недовольны решением владельцев Толбухинского рынка и покупатели.
– Хорошее было место, – говорит Мария, молодая мама с коляской. – Все, что было нужно мне и ребенку, мы привыкли покупать здесь, у знакомых продавцов, которым я доверяю. Что теперь делать? Ну, построят здесь какие-нибудь навороченные модули. Так ведь в них торговать будут уже не по нынешним ценам. Мне-то куда идти с моими доходами?
Что ж, по большому счету, с администрацией Толбухинского рынка спорить уже никто не хочет. Остается только сожалеть: продавцам – об упущенной выгоде, покупателям – о привычном и недорогом рынке. И констатировать: опять с людьми поступили просто безобразно. Но обиднее всего, что ничего и поделать-то с этим нельзя. Куда ни кинешься, везде одно и то же – власть принимает решения, абсолютно не считаясь с мнением людей. Оправдания наши чиновники находят стандартные: мол, надо повышать культуру торговли. Хватит нам с лотков все продавать.
Между тем сегодня даже высококультурные европейцы не гнушаются покупать продукты и вещи на рынках, они есть в каждой стране. На улицах стоят такие же, как у нас, палатки и фермеры продают здесь овощи, фрукты, мясо, сыр, колбасы, сладости... Цена на них ниже, чем в магазине, а качество натуральных продуктов неизменно выше. Те же немцы, к слову сказать, не считают зазорным покупать вещи на еженедельных ярмарках-распродажах. Ведь бутики – это не для всех, а у частника на рынке зачастую можно купить очень приличные вещи, уцененные производителями по многим причинам. Одна наша знакомая привезла из Испании натуральную фирменную кожаную сумку, купленную прямо за смешные деньги. Уценили ее потому, что подкладка во внутреннем кармане «дала стрелу». И подобных примеров множество. Почему же европейцы так бережно относятся к частнику и почему мы поддерживаем лишь крупных производителей? Ведь сегодня в Ярославле, Ростове, Рыбинске найти приложение своим силам совсем непросто. Стоит ли в таком случае усложнять и без того нелегкую жизнь еще нескольким десяткам наших сограждан?
«Северный край» внимательно будет следить за развитием ситуации на Толбухинском рынке. Мы обязательно вернемся к этой теме.