– Анатолий Федорович, известно, что один из провозглашенных правлением РАО «ЕЭС России» принципов реформирования энергосистемы страны состоит в том, чтобы потребители энергоресурсов никак не ощутили на себе, разумеется, в негативном плане процедуры реформирования. И все же, наверное, этим летом есть какие-то особенности подготовки ярославской энергетики к зимнему максимуму нагрузок в связи с началом операционной деятельности ТГК-2 с 1 июля.
– Действительно, одной из задач успешного реформирования энергетики, поставленных перед нами, является соблюдение принципа, которого придерживаются врачи – «не навреди». Мы должны были сделать так, чтобы все новые структуры, которые создавались в управлении энергетикой, не сломали планомерного хода оперативной работы энергосистемы, никак не повлияли на ее эксплуатацию и надежность работы. У нас идут перестроечные процессы, меняются руководители, создаются новые предприятия, но вы, как потребители, этого не замечаете, значит, все идет правильно. Поэтому энергетика удачно отработала минувший осенне-зимний максимум нагрузок, хотя это был пик реструктуризации в отрасли.
Но, конечно, есть свои особенности, так как любая новая структура для того и создается, чтобы ставить перед собой новые, более весомые, глобальные задачи, которые предстоит решать людям, пришедшим к управлению.
Прежде всего создалась новая глобальная структура генерации во всем северо-западном регионе России –
ТГК-2. Предстояло создать схему, при которой бы все входящие в нее предприятия не только не потеряли управляемости и надежности, но и предусмотрели возможность своего технического развития, реконструкции, так как все станции, которые вошли в такие системы, как ТГК-2, уже имели износ оборудования порядка 60 – 70 процентов. Конечно, непростая задача ставится перед новой компанией. И, судя по последним шагам в ярославской системе и других, эти задачи пока выполняются успешно.
Если говорить о проектах, которые реализуются в Ярославле, то это новая турбина на ТЭЦ-2, это градирня на ТЭЦ-3, которая позволит более экономично эксплуатировать оборудование самой крупной из ярославских станций, и масштабная работа по тепловым сетям. По сравнению с 2000 годом объемы инвестиций в тепловые сети Ярославля выросли на сегодня в двадцать раз. Они приближаются к сумме 50 миллионов в год.
– Куда прежде всего направляются эти деньги?
– Эти крупные суммы идут на обновление и замену изношенных трубопроводов, которые отработали свой ресурс и не должны больше эксплуатироваться, на устранение дефектов в системе теплоснабжения города, создание более экономичной схемы подачи тепла потребителям. Многие из них получали тепло только по одному трубопроводу, что снижало надежность теплоснабжения. И сейчас идут работы по закольцовке теплотрасс ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, чтобы они друг друга подстраховывали на случай вывода оборудования в ремонт. Каждая из этих станций на сегодня имеет резерв по тепловой мощности. И если будут позволять наши сети, в случае аварии на одной из ТЭЦ всегда можно будет подстаховаться увеличением подачи тепла с другой станции. Эти задачи и решаются сейчас.
– Подобное увеличение инвестиций в наиболее проблемные объекты, это, по-видимому, и есть один из эффектов концентрации финансов в такой крупной компании, как ТГК-2?
– Вы правы. Ждать на эти цели денег из госбюджета сейчас не приходится. Поэтому и было принято решение концентрировать средства всех станций, всех энергоисточников, чтобы в первую очередь инвестировать самые экономически оправданные проекты с наибольшей окупаемостью вложений.
Второй принцип отбора проектов состоит в том, чтобы ни в коем случае не страдали потребители наших электро- и теплоресурсов, чтобы максимально исключить возможность перерывов в энергоснабжении из-за аварийных ситуаций на станциях, которые при нынешнем износе оборудования, к сожалению, возможны.
– Как идет на станциях и сетях Ярославской области ремонтная кампания по подготовке к отопительному сезону?
– Подготовка к нему началась еще в разгар зимы, в феврале. 15 ноября все наши энергоисточники должны получить паспорт готовности. Это документ, который позволяет судить об окончании ремонтных работ на предприятии для успешного прохождения осенне-зимнего максимума энергетических нагрузок. В этом году есть особенности. Дело в том, что прошедшая зима, которая была необычно суровой, значительно потрепала часть оборудования, так как эксплуатировалось оно при низких температурах на пределе возможностей. Естественно, что мы в связи с этим скорректировали в сторону увеличения инвестиции на ремонты. Наша основная задача была исправить те просчеты, те ошибки, которые выявились в экстремальных условиях прошедшей зимы. Мы, к примеру, оказались не готовы к такому резкому увеличению тепловых и электрических нагрузок, которое потребовалось, особенно в части резервного топлива. У нас в Ярославле на станциях используется три вида топлива: газ, уголь и мазут. Мазут в связи с возросшей зимой потребностью оказался в три – четыре раза дороже. Естественно, что запланированных средств на его покупку энергетикам не хватало, встал вопрос об увеличении доли сжигания сравнительно дешевого угля. И возник ряд трудностей не только технического, но и экологического свойства, так как для сжигания угля в требуемых объемах необходима более тщательная очистка. Сейчас все эти вопросы мы стараемся решить в ходе ремонтных работ. И уже на осенне-зимний максимум этого и следующего года мы постараемся задействовать уголь.
– Анатолий Федорович, сейчас мы беседуем как раз на территории ТЭЦ-2, которая долгие годы была угольной, но постепенно все больше переходила на газ. В угольный период ее деятельности не только все стены здешних сооружений были в копоти, но и соседние жилые кварталы. Сейчас чисто и на территории, и вокруг. А что нас ждет при новом переводе станции на уголь?
– В Ярославле сейчас работать на угле имеет возможность только ТЭЦ-2. ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 для этого не приспособлены. Здесь, на этой станции, все восемь котлов предназначались для работы на угле. Во время газовой паузы в энергетике за последние 15 лет все оборудование было переведено на сжигание газа, за исключением двух котлов на ТЭЦ-2. Они специально проектировались и строились только с одной целью – максимально снизить выбросы в случае их работы на угле в период максимальных нагрузок. И технология сжигания, очистка выбросов там предусмотрены с учетом близости станции к жилым массивам, к историческому центру. Меры для этого принимались самые жесткие, конечно, такие, как установка нового оборудования. Старые котлы первой очереди станции переведены полностью для работы на газе, уголь на них никогда уже сжигаться не будет.
Поэтому новые котлы седьмой и восьмой, которые у нас зарезервированы, чтобы использовать их в осенне-зимний максимум, сейчас прежде всего дорабатываются в том плане, чтобы они использовались с минимальными выбросами. Первоначальные схемы сжигания угля на них рассчитывались на 100 тысяч тонн топлива в год, и их экологический паспорт был рассчитан на это количество твердого топлива. Затем экологические организации Ярославля добились того, чтобы все наши станции были полностью переведены на газ. Но в новых условиях роста цен на голубое топливо так, к сожалению, не получается. Жизнь вносит свои поправки, и мы вынуждены уже сейчас думать, как реанимировать этот вид топлива для Ярославля. Но в экологически приемлемом режиме и никак не увеличивая выбросы в атмосферу по сравнению с тем периодом, когда мы работали на газе.
– Имеются в виду новые технологии очистки выбросов?
– Эти технологии были и раньше, но в период газовой паузы стали не нужны, и сейчас мы их реанимируем и задействуем. Например, такие, как очистка дымовых газов мокрыми скрубберами, которые позволяют очищать выбросы на 99,8 процента. То есть только 0,2 процента летучих веществ может по каким-то причинам уйти в трубу. Все остальное утилизируется. Сейчас эти схемы проходят наладку. Кроме того, мы думаем и о том, чтобы устранить все пыления в топливном тракте, которые были в прошлую зиму, и сами работники станции в первую очередь страдали от них.
– В целом, в какой стадии сейчас ремонтные работы по подготовке к отопительному периоду?
– Предварительный объем ремонтных работ, который был согласован еще в ноябре прошлого года по понятным причинам, о которых мы уже говорили, то есть работы оборудования на предельных нагрузках, мы скорректировали в сторону увеличения объемов. Тем не менее на сегодня можно уже говорить о том, что графики ремонта выполняются.
– Какие перспективные инвестиционные проекты в стадии осуществления в этом году и в следующем?
– В этом году мы должны использовать 550 млн. рублей инвестиционных средств на главных объектах. В прошлом году было выделено всего 200 миллионов. Ведутся работы по увеличению диаметра теплотрассы до 800 миллиметров по улицам Калинина, Нефтяников и Московскому проспекту, по реконструкции на такой же диаметр участка теплотрассы в Северном жилом районе. В стадии проектных разработок теплотрасса в новый жилой массив Сокол. Она будет строиться в 2007 году. Начиная со следующего и до 2010 года большие средства будут вкладываться в строительство нового энергоисточника на территории Ляпинской котельной. Там будет смонтирована самая экономичная и самая эффективная на сегодня газотурбинная установка с парогазовым циклом, продолжатся работы по совершенствованию наших тепловых сетей, о закольцовке теплотрасс я уже говорил. И на очереди перспективная работа по увеличению нашего теплового рынка. Даже в зимний период тепловая нагрузка всех трех станций составляет всего
47 – 52 процента. Это очень неэкономично. Станции строились под вполне конкретные тепловые программы, но ситуация с годами поменялась и на предприятиях, и в зонах проживания населения. Районы застройки сместились в другие части города, нам нужно прокладывать туда свои сети и завоевывать новые тепловые рынки в городе.
* * *
На правах рекламы