– Казалось бы, – говорит начальник Вологодского РНУ Анатолий Челак, – само предприятие ярославское, но в его названии почемуто фигурирует Вологда. На самом деле наш филиал обслуживает ту часть нефтепровода, которая пролегает сразу через три области – Архангельскую, Вологодскую и Ярославскую. Большая часть трассы проходит именно по Вологодской области, отсюда и название. Участок весьма солидный по протяженности – около 700 километров.
Раньше это управление базировалось в поселке нефтяников Приводино Архангельской области – в самом начале участка. В конце прошлого года оно перебралось в самый конец этой нефтяной трассы – в Ярославль. Здесь расположен узел передачи нефти с Севера, с месторождений Республики Коми на «Балтнефтепровод». Уже на прилегающих к управлению дорогах видны огромные белоснежные резервуары, заполненные первоклассным товаром. Красиво, как в Эмиратах. По словам главного инженера РНУ Евгения Ковярова, народ здесь трудится в круглосуточном режиме. Когда мы прибыли на его участок, там проводились работы по демонтажу огромных фильтровгрязеуловителей, отработавших свой срок. В ближайшее время будет запущена в работу СИКН – система измерения количества и контроля качества нефти.
Новый административнопроизводственный корпус, в котором расположено РНУ, был открыт в декабре прошлого года. Говорят, что это красивое и элегантное здание – уменьшенная копия ухтинского офиса. Под стать управлению и его начальник. Анатолий Челак – грамотный руководитель и хороший хозяйственник, превосходно знающий специфику нефтяной промышленности. Более двадцати лет Анатолий Васильевич проработал в системе ОАО «Газпром», прошел долгий путь от простого электромонтажника до главного инженера. Этот человек привык принимать личное участие во всем, что касается его предприятия. Об этом мы и решили с ним побеседовать.
– Анатолий Васильевич, как вы считаете, много ли в Ярославле нефтяников?
– На мой взгляд, хватает. На одном только НПЗ работает около четырех тысяч человек, а у нас вместе с Ярославским РНУ – более шестисот. В ближайшее время будет еще больше. Связано это со строительством нового нефтепродуктопровода – будем качать бензин и «соляру». Следовательно, появится еще сотня рабочих мест.
– Сложно ли попасть к вам на работу? Какие требования предъявляются к кандидатам?
– На работу мы берем людей только с высшим профессиональным образованием. Кандидаты на должности специалистов должны иметь стаж работы не менее трех лет. «Удар» делается на научнотехническую подготовку. Кафедра нефтяной и химической промышленности при Ярославском государственном техническом университете подходит идеально. Наши сотрудники обязаны проходить переподготовку в научных центрах дочерних предприятий. Например, в региональном учебном центре города Ухты. Еще есть Ухтинский госуниверситет со специальной кафедрой, которая ежегодно выпускает около сорока специалистов по основным специальностям: проектирование и эксплуатация нефтепровода, механик машинного оборудования нефтяной промышленности.
– Переподготовка – это обязательно?
– Да, профиль – это главное. Даже экономисты и энергетики нам нужны только специально обученные для работы в нефтяной промышленности. Еще подготовкой профессиональных кадров занимается институт нефти и газа в Уфе и Московский институт имени Губкина. Обучение производится за счет предприятия, выплачивается стипендия. Специалисты объединения обязаны участвовать в приеме государственных экзаменов.
– А каковы требования к рядовым кадрам?
– Есть требования и к рабочим. Вопервых, стаж работы не менее пяти лет, вовторых, приветствуются разносторонние навыки. Водителей, например, мы принимаем тех, у кого есть все категории, чтобы была «гибкость» и взаимозаменяемость. И опять же стажировка. Будь у водителя хоть двадцать лет стажа за плечами, он все равно должен вникнуть в специфику нашей отрасли.
– Назовите, пожалуйста, основные задачи вашего предприятия.
– Прежде всего мы обслуживаем наш участок нефтепровода. Если нужно – осуществляем ремонт дефектов трассы. Недавно, например, был проведен целый комплекс работ на подводном переходе на реке Волге. Мы обновили автоматизированные части и блокбоксы. На данный момент мы устанавливаем там насосы для опорожнения емкостей после очистки полостей нефтепровода.
– Нефть и река – не слишком ли опасное «соседство» с точки зрения экологии?
– Экологическим вопросам у нас уделяется должное внимание. Это еще одна из наших основных задач. На предприятии имеется большой штат специалистов в этой области, проходят регулярные проверки. И, поверьте мне, проверяют нас тщательно. Взгляните – у нас в каждом кабинете вывешена экологическая политика, подписанная президентом компании.
– То есть нефть в реки вы не льете?
– Это наш страшный сон. Нефть потечет в реку только в случае серьезной аварии, скажем, если гдето нефтепровод разгерметизируется. В этом случае мы срочно устанавливаем специальные боны, которые задерживают загрязнение, и начинаем откачивать нефть. Обеспечение экологической безопасности – наша обязанность. Для этого мы устраиваем регулярные противоаварийные тренировки, на которых используем весь «арсенал» специальных средств. Проводим показательные учения на воде, с условным выбросом нефти в речное русло. Все это осуществляется в соответствии с программой, утвержденной компанией «Транснефть». Ближайшие подобные мероприятия запланированы на 16 августа, они пройдут в Архангельской области на судоходной реке Северная Двина.
– И как работает оборудование?
– Техника зарекомендовала себя превосходно не только на учениях, но и в настоящей работе. Кстати, недавно мы приобрели плавучий нефтесборщик «Надежда1», с помощью которого усовершенствовали и механизировали на самой современной основе весь процесс ликвидации возможного попадания нефти в русло рек.
– Среди ваших основных планов – что планируется сделать в первую очередь?
– Ближайшие планы на текущий год – пуск наливного терминала «Рос Ойл» на НПС «Грязовец», это недалеко от Вологды. Работы по данной программе уже идут к завершению. Затем мы проведем полную реконструкцию этого объекта. Нефтяники знают, что значит «полная». Сюда входит замена всех кабельных сетей с выносом на эстакаду, постройка новой операторной, установка нового современного оборудования, микропроцессорной техники и, конечно, благоустройство территории.
– Кстати, о благоустройстве. Нефть – это производство вредное. Как ваше предприятие заботится о людях, которые здесь работают?
– Очень уместный вопрос. Объединение «Северные МН» ведет целенаправленную работу на улучшение бытовых условий сотрудников. Раздевалки, душевые – шикарные, можете убедиться. Помимо основной столовой на трассе работает передвижная, так что люди обеспечиваются горячим питанием прямо на месте работы. Все рабочие стопроцентно обеспечены спецодеждой и обувью. Все – от штанов до рукавиц – сделано из специальной ткани, которая не разрушается от попадания на нее вредных химических веществ. Тщательно проверяем наличие защитных спецсредств для глаз и дыхательных путей. С этим у нас строго.
– Насколько тяжел труд рабочих рук в вашей профессии?
– Что тут рассказывать, вы и сами видели, что работать приходится в любую погоду в самом напряженном режиме. Машина ведь может далеко не все, участие рабочих рук незаменимо. Скажем, это было еще красивое место – ровное и с хорошим подъездом, а иногда приходится действовать в непроходимых местах, которых так много в Архангельской и Вологодской областях. Хватает их и в Ярославле.
– А как у вас насчет зарплаты?
– С уверенностью можно сказать, что наши сотрудники получают достойную зарплату. Старания должны поощряться, и я считаю, что человек имеет право знать, за что и во имя чего он работает. Помоему, это самый хороший стимул к добросовестному труду и профессиональному развитию.
Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить нефтяников с профессиональным праздником – Днем работников нефтяной и газовой промышленности! От всей души желаю вам с уверенностью покорять профессиональные рубежи. Уверен, что все ваши начинания приведут к успеху. Здоровья, счастья, благополучия и праздничного настроения вам и вашим близким!
* * *
На правах рекламы