Свои силы и средства в этом проекте равномерно соединили французская Snecma Moteurs, крупнейшая в мире компания по производству авиационных двигателей, и российское НПО "Сатурн" - ведущее отечественное аналогичное предприятие. Открывающееся сотрудничество даст Рыбинску сотни хорошо оплачиваемых рабочих мест, масштабные иностранные инвестиции и перспективу стабильной работы градообразующего предприятия. 15 - 16 апреля руководство компании Snecma Moteurs во главе с президентом Жан-Полем Эртеманом работало в Рыбинске. Топ-менеджеры провели ряд совещаний с российскими коллегами в рамках совместного проекта, осмотрели производственные площадки и конструкторское бюро НПО "Сатурн". Сотрудничество двух компаний началось в 1995 году. Сегодня в Рыбинске в НПО "Сатурн" изготавливаются узлы и детали двигателя CFM56, они пользуются спросом по всему миру. Объем заказов французов до последнего времени составлял около 1 млн. долларов в год. В прошлом году Snecma Moteurs положительно оценила достигнутые результаты и решила расширить участие НПО "Сатурн" в изготовлении деталей и узлов для своего двигателя, выдав предприятию запросы на котировку объемом 20 млн. долларов с условием гарантированного заказа сроком на три года. Сегодня активно начал осуществляться новый широкомасштабный совместный французско-русский проект. Разработка Snecma Moteurs и НПО "Сатурн" - двигатель SM146 выиграл в конкурсе и будет устанавливаться на перспективное семейство российских региональных самолетов (RRJ) базовой и увеличенной дальности - на 60, 75, 95 мест. Создателем RRJ выступает консорциум компаний "Гражданские самолеты Сухого", АК имени Ильюшина, ОКБ Яковлева и Boeing. В марте проект RRJ победил в государственном тендере и должен получить бюджетные инвестиции в 3,8 млрд. рублей. Двигатель SM146 - равноправный проект Snecma Moteurs и НПО "Сатурн" - 50 на 50. Это касается разработки, конструирования, производства и послепродажного обслуживания. Оба партнера ведут совместную разработку узлов и деталей: Snecma Moteurs отвечает за базовый двигатель, систему автоматического управления и внутреннюю часть двигателя; НПО "Сатурн" - за детали системы низкого давления и системы управления. Целые модули будут разработаны и изготовлены НПО "Сатурн", которое также будет производить окончательную сборку, испытания и сертификацию двигателя в России. 300 инженеров предприятия уже заняты в этом проекте, группы российских специалистов постоянно работают во Франции. Двигатель должен быть создан в ближайшие два года, а в 2007-м должно начаться серийное производство нового российского регионального самолета. В основе французско-русского партнерства по проекту SM146 лежат экономическая эффективность и твердый расчет. Кроме того, у Snecma Moteurs есть положительный пример выгодности международной кооперации - компания сейчас производит самый продаваемый в мире двигатель CFM56, который 30 лет назад создавался вместе с американской "General Electric". Сотрудничество с НПО "Сатурн" позволяет значительно снизить цену будущего двигателя, сделав его качественным по всем производственным, шумовым и экологическим параметрам. Для НПО "Сатурн" сотрудничество со Snecma Moteurs - шанс войти в мировой рынок гражданских авиационных двигателей, возможность внедрить у себя новейшие современные технологии, привлечь инвестиции и повысить квалификацию персонала. Это качественный рост компании и перспектива стабильной работы в будущем на целые десятилетия. - После окончания жизненного срока двигателей для гражданских самолетов, которые мы сейчас выпускаем, новый двигатель SM146 полностью займет гражданский сегмент нашей продукции. Это очень значительные объемы, которые превысят общий уровень производства НПО "Сатурн" сегодня. Речь идет о серьезной работе и о создании в России сотен квалифицированных рабочих мест, связанных с производством, продажей, сервисом и эксплуатацией как самолета, так и двигателя, - уверен генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин. Общий объем инвестиций двух компаний в новый проект - 400 млн. долларов, по 200 с каждой стороны. Рассчитанная потребность рынка на ближайшие 20 лет составляет около 600 - 700 региональных самолетов, для которых необходимо 1500 двигателей. Цена одного изделия - около 1,2 млн. долларов. Такова экономика совместного проекта. - Мы уверены, что рынок региональных самолетов будет сильно развиваться. В результате сотрудничества НПО "Сатурн", Snecma Moteurs и "Гражданских самолетов Сухого" должен быть создан самолет, который будет прекрасно подходить этому рынку. Мы возлагаем большие надежды на нашего российского партнера, который демонстрирует нам современный мировой уровень производства и проектирования. Я не первый раз посещаю НПО "Сатурн" и нахожусь под глубоким впечатлением от динамики и качества изменений, которые происходят в компании. На сегодняшний день мы видим предприятие, отвечающее всем современным западным стандартам, - заявил на встрече с журналистами президент Snecma Moteurs Жан-Поль Эртеман. На снимке: руководители компании Snecma Moteurs Жан-Поль ЭРТЕМАН и Жан-Пьер КОЖАН рассказывают журналистам о новом российско-французском проекте. Фото автора.