суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 16 мая 2003

Машиностроение в "новой" экономике

Ярославская область исторически сложилась как регион крупной промышленности, в первую очередь – машиностроения. Поэтому ситуация в экономике напрямую отражается на жизни сотен тысяч жителей области, связанных с промышленным производством. И вопрос, как будет в обозримом будущем развиваться отечественное машиностроение, не может не волновать ярославцев. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей аналитическую статью академиков В. Фортова и К. Фролова, в которой рассматриваются основные задачи, стоящие перед российской промышленностью. Приглашаем всех заинтересованных специалистов – руководителей предприятий, экономистов, конструкторов, преподавателей вузов – высказать на страницах «Северного края» свое видение ситуации, сложившейся в экономике области.

 

Что ждет Россию в XXI веке? Какие задачи стоят перед ее экономикой, безопасностью, внутренней и внешней политикой? Выбор путей развития – вот спектр проблем, который волнует правительство, общество и каждого гражданина России. Анализ движения России по пути созидания основ рыночной экономики за последние 10 лет и сопоставление его с трансформацией экономик высокоразвитых стран и новых «чемпионов» среди развивающихся – КНР, Бразилии, Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Финляндии – показывают существенные различия в подходах к подъему своей промышленности. Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на промышленности и машиностроительном комплексе России. В результате деиндустриализации объемы промышленного производства сократились в несколько раз, а доля машиностроения в нем упала с 35 – 40 процентов до 19,5 в 2002 году. Для сравнения: в Японии этот показатель находится на уровне 50 – 52 процента, в Германии и Швеции – 42 – 48. Одновременно до 30 процентов увеличилась доля сырьевого сектора экономики. А в экспортных поставках она выросла до 54 процентов. При этом доля машиностроительной продукции в общем объеме экспорта в России составляет всего 6 –9 процентов, тогда как в США и Германии – 60 – 70. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на сырьевом экономическом рынке позволила России в 2000 – 2002 годах стабилизировать экономику, обеспечив суммарный рост за 3 года на уровне 18 – 20 процентов, восстановить докризисный уровень жизни и финансовую стабильность. Однако эти положительные результаты не могут заслонить те фундаментальные проблемы, с которыми сталкивается сегодня российская экономика. Это – низкая глобальная конкурентоспособность промышленности и машиностроения, что предопределяет невысокий долгосрочный потенциал экономического роста. К сожалению, замедление темпов экономического роста на протяжении последних 9 – 10 месяцев подтверждает эту глобальную тенденцию. Мы ясно видим, что России не удалось использовать исключительно удачную конъюнктуру на нефтяном рынке последних трех лет для переориентации своей экономики с экспортно-сырьевого на высокотехнологичное направление. Очевидно, что низкая конкурентоспособность нашей экономики не в курсе рубля и инфляции, а значительно глубже. Сегодня по-прежнему наблюдается огромный разрыв в темпах роста импорта и отечественного производства. По данным Центра развития экономики, при росте промышленности в 4,1 – 4,2 процента рост импорта в физическом выражении оценивается в 10 – 12 процентов. При этом разрыв по ключевым товарным группам еще значительней. Так, в 2002 году при росте розничной торговли более чем на 9 процентов рост укрупненной номенклатуры потребительских товаров составил около 17 процентов. А при годовом росте инвестиций 3 процента рост инвестиционного оборудования – от 25 до 28 процентов. В этих условиях неудивительна стагнация отечественного машиностроения – на сложившемся у нас деформированном рынке для него нет места. Отсюда можно сделать вывод, что сложившиеся у нас финансово-промышленные группы и действующие менеджерские команды не смогли переломить складывающуюся здесь динамику. У нас не сложилось иных источников роста, кроме сырьевых. Даже вызванный дефолтом рост машиностроения в 1999 – 2001 годах, работавший на замещение импорта, в последнее время явно иссяк. Причина в том, что у нас работает потребительская, а не инвестиционно ориентированная модель экономического роста, основанная на активном задействовании двух основных регуляторов – налоговых ставок и валютного курса. Из-за этого происходит резкий рост импорта, который вытесняет с нашего внутреннего рынка не только продукцию машиностроения, но и легкой, пищевой промышленности. Основной же рынок спроса на продукцию машиностроения сейчас – это экспортирующие предприятия, динамика развития которых после иракской войны напрямую будет зависеть от решений, принимаемых а Вашингтоне. Одна из главных причин возникновения такой ситуации – отсутствие должных инвестиций в науку, в наукоемкий сектор экономики. А также отсутствие промышленной инновационной и технической политики правительства, нацеленной на перераспределение и концентрацию финансовых потоков в сырьевом секторе экономики. Особенностью настоящего момента является тот факт, что Правительство РФ наконец-то признало, что необходимы существенные коррективы в экономической политике. Разработанный им проект программы развития России на 2003 – 2005 годы является первой попыткой в этом направлении. Продекларированная новая доктрина экономического развития – через диверсификацию экономики, отказ от ее сырьевой направленности, стимулирование роста в технологических секторах, повышение инновационного пополнения инвестиций, рост производительности труда. Набор мер «новой» экономики назван «стратегией ускоренной диверсификации». Главными из этих мер являются стимулирование экспорта и перераспределение фискальной нагрузки (в том числе и природной ренты) в пользу развития несырьевых высокотехнологичных секторов экономики. Отмечается также необходимость глубоких изменений в производственной инфраструктуре и применение энергоэффективной модели преобразований производств в связи с предполагаемым ростом цен на газ и электроэнергию. Важным элементом всей программы создания «новой» экономики должна стать экономика, опирающаяся на знания. В первую очередь это относится к возрождению машиностроения, наукоемких технологий, повышению роли «человеческого капитала», воссозданию социального интеллекта в стране через мощную инфраструктуру телекоммуникационных и информационных сетей с последующей гармонизацией и интеграцией в мировую технологическую среду. Это предполагает открытость российской экономики и борьбу за рынки. Особенность ситуации состоит в том, что Россия не сможет конкурировать на рынках массовой потребительской продукции с развивающимися странами (например, с КНР), поскольку трудовые ресурсы и цена издержек по оплате труда и по поддержанию инфраструктуры у нас несопоставимы. Поэтому приходится констатировать, что России предстоит жесткая конкурентная борьба за рынки сбыта с высокоразвитыми странами, основой экспорта которых являются наукоемкая продукция и услуги. Семь-восемь развитых стран сегодня владеют 45 – 48 макротехнологиями, определяющими на 90 – 95 процентов технологический облик высокоразвитых постиндустриальных государств. Они контролируют мировой рынок наукоемкой продукции в объеме 2,3 -2,5 трлн. долларов. Вопрос стоит так: есть ли в России потенциал для вхождения полноправным членом в эту элиту стран «золотого» миллиарда, в состоянии ли она создать 5 – 7 макротехнологий мирового уровня? Если да, то тогда Россия сможет претендовать на 10 – 12 процентов мирового рынка наукоемкой продукции и услуг. В нашем случае государство, продавая свои акции, должно целевым образом направлять выручку в машиностроение, авиацию, другие высокотехнологичные отрасли, как это делал Казахстан, имеющий сегодня рост ВВП в 7 – 10 процентов. Не надо упрощать проблему, дело не только в правильной фискальной политике, перераспределении ренты, налогах. Вопрос упирается в более тонкую материю: в состоянии ли совокупный интеллектуальный потенциал страны решить эту задачу? Ряд нефтедобывающих арабских стран давно имеет неограниченные финансовые возможности, бесплатное образование, по существу, нулевое налоговое бремя для развития науки и образования. И тем не менее с этой задачей они не справились. По уровню задач, которые сегодня встают перед страной, ответ на перечисленные выше вопросы должен быть получен от научного сообщества, и прежде всего от РАН. Необходимо запустить несколько научных проектов, сопоставимых по масштабам и значимости с проектами академиков И. В. Курчатова по ядерной тематике и А. С. Королева по космической области. Здесь уместно рассмотреть несколько сценариев. Сценарий общего старта. За основу берутся научные разработки, которые сделаны в последние годы и не уступают зарубежным аналогам. Или являются пионерскими. На их основе формируются венчурные структуры. И ноу-хау доводятся до продукта. Возможна реализация принципа опережения. Сценарий общего финиша. В соответствии с ним определяется продуктовый ряд, который имеет устойчивую зону рынка, и с помощью комплексных целевых программ преодолевается имеющее отставание отечественного продукта. Здесь реализуется принцип преследования. Совет при президиуме РАН по координации технических наук отобрал ряд перспективных отечественных разработок. Среди них к работам по реализации опережающего развития можно отнести уникальные отечественные исследования субмикронных гетероструктур и квантоворазмерных эффектов. Они позволяют интенсивно развивать нанотехнологии, их применение позволяет создавать принципиально новые материалы.Мировой рынок этих технологий может составить сотни миллиардов долларов. Следует также отметить новый цикл работ по использованию импульсных воздействий на материалы, применение ядерной энергетики, в том числе управляемого термоядерного синтеза, освоение возобновляемых источников с использованием энергии солнца, ветра, волн, биомассы и других. В области машиностроения и микромеханики – это открытие в области вибромеханики машин, новое направление по интеграции электроники и механики, создание мехатронных машин на макро- и микроуровне. Это позволяет получить ряд новых эффектов в машиностроении, медицине, в энергетике, в развитии нанотехнологии. Прогнозы показывают, что к 2015 году 45 процентов всех машин и робототехнических систем будут использовать мехатронные модули с последующим их развитием и созданием адаптронных систем. По второму сценарию должна осуществляться методология возврата России на те же рынки, которые у нее были до распада СССР. Тогда нам принадлежало около 25 процентов рынка авиационной техники, судов, энергетического оборудования и оборудования тяжелого машиностроения, станкостроения. В настоящее время можно ставить задачу выхода по этому сценарию на мировой рынок наукоемкого машиностроения в объемах 6 – 10 процентов к 2015 – 2020 годам. Реализация этих задач возможна лишь в случае повышения конкурентоспособности отечественной машиностроительной продукции и существенной модернизации технологического потенциала. Между тем сегодня в нашем машиностроительном комплексе из полутора миллионов единиц оборудования только 6,8 процента моложе 10 лет. В оборонном комплексе эта цифра чуть выше – 8,1. С таким потенциалом не выйдешь на мировой рынок. Нельзя создать и конкурентную продукцию, не сформировав конкурентную технологическую среду. Основой нового машиностроения должны стать современные крупные корпоративные структуры, оснащенные современными информационными технологиями CAD (CAM) CAE, ЕРП и РДМ-системами. Управление всем жизненным циклом изделия, включая логистическую поддержку продукта в эксплуатации, будет осуществляться с помощью CALS-технологий и международных стандартов. Для реализации цифровых технологий необходимо создавать компьютеризированные интегрированные производства, оснащенные современными обрабатывающими центрами с применением мехатронных модулей и интеллектуальных систем управления. Масштабы этих задач огромны, но они решаемы. Необходимо предусмотреть и ряд организационных мер. Для того чтобы замкнуть инновационную цепочку – от фундаментальных исследований до производства конкурентного продукта, необходимо создать ряд базовых федеральных центров науки и высоких технологий (ФЦНВТ). В их состав могут войти ведущие институты РАН, отраслевые НИИ и ГНЦ, ряд промышленных предприятий, выпускающих современное оборудование. Под каждый ФЦНВТ необходимо создать 1 – 2 мегапроекта. А финансирование этих центров вести напрямую, минуя промежуточные инстанции. В свою очередь центры будут нести ответственность за выход на рынок с конкурентным и наукоемким продуктом и осуществлять капитализацию интеллектуальной собственности, созданной совместно с институтами РАН. Координационный совет РАН по техническим наукам будет осуществлять научное сопровождение этих центров. В качестве первого шага можно рассмотреть создание ФЦНВТ по мехатронике и машиностроению под научным руководством ИМАШ РАН им. А. А. Благонравова, а также НИАТ, ЦНИТИ, ИГГК ИС, ФПГ «Система». Профессором О. С. Сироткиным (НИАТ) уже подготовлены концепция, перечень фундаментальных и поисковых НИР, направленных на развитие машиностроения. ФЦНВТ, институты РАН и Международный научный центр по технологии машиностроения (МТЦ), организованный НИАТ и ИАШ РАН совместно с обществом прикладных исследований имени Фраунхофера (Германия), станут базовой структурой в плане создания научно-технического задела для нового поколения машин и модернизации предприятий машиностроительного комплекса. Основным продуктом этого центра будут современные системы управления, мехатронные модули, станки с ЧПУ, робототехнические комплексы и ГПС, а также программный продукт для CAD (САМ) САЕ, систем PLM и ЗД моделирования заводов будущего. Это позволит быстрее реализовать новые технологии и интегрировать наши машиностроительные компании в мировую технологическую и информационную среду. Аналогичные центры следует создавать и по другим направлениям: по энергоэффективным технологиям, по нанотехнологиям и микророботам, по электронным и информационным технологиям. Полный набор всех мер по реформированию машиностроительного комплекса страны целесообразно сосредоточить в специальной программе. Учитывая важность решаемой проблемы и ее техническое значение, программе повышения конкурентоспособности машиностроения нужно придать самый высокий статус. Владимир ФОРТОВ, Константин ФРОЛОВ,(«Инженерная газета», № 11 за 2003 год). Фото Вячеслава ЮРАСОВА.

Читайте также
  • 19.12.2008 Власти запутались в прогнозахНаступающий год руководство страны встречает в полном макроэкономическом смятении. В конце прошлой недели из правительства прозвучали самые противоречивые
  • 18.01.2003 Виновата промышленность МОСКВА. Премьер-министр Михаил Касьянов считает, что в низком росте экономики виновата российская промышленность. Она не может производить товары, "которые
  • 26.11.2002 Экономика России: Виден ли свет в конце тоннеля? Экономические успехи
  • 31.10.2002 Обещают экономический рост МОСКВА. Минэкономразвития обещает России высокий экономический рост и низкую инфляцию по итогам 2002 года. Об этом объявил замминистра Аркадий Дворкович.
  • 17.10.2002 За Россией будущее США. В подъеме мировой экономики России уготована одна из главных ролей. По крайней мере так пишет авторитетная американская газета Wall Street Journal
  • 22.08.2002 Экономика растет МОСКВА. В России происходит ускорение экономического роста. Об этом свидетельствуют данные Госкомстата, согласно которым промышленное производство в июле выросло на 6,2 процента.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают