Акция по своему размаху в современной российской экономике просто неслыханная. Одним махом перенести десятилетиями развивающееся производство в иную географическую точку по силам было только «отцу народов». И то в период Великой Отечественной, когда дух нации восстал против иноземного нашествия. Когда враг наступал на родную землю и каждый новый день грозил очередной потерей производственного потенциала. Нужно было спасать то, что еще осталось цело.
На этой волне можно было горы свернуть. И заводы из городов центральной России переезжали за Урал, в Сибирь, а то и дальше. Станки и прочее оборудование ставили посреди чистого поля, и к ним, взобравшись на пустые ящики, становились подростки и точили металлические заготовки под боевые снаряды. В дождь и снег, без навесов и стен, страна вершила трудовой подвиг. Все для фронта, все для победы.
Какая нужда заставляет сегодня руководство завода «Красный маяк» сняться с насиженных мест и податься неизвестно куда в поисках мифической выгоды? Впрочем, выгода, возможно, имеется. Та самая, для немногих посвященных. Львиная доля акционеров пребывает в неведении. Их даже не поставили в известность на предмет переезда. Они могут только догадываться, во что превратятся их ценные бумаги, когда из цеха выволокут на грузовую платформу первый раскуроченный станок. Во что это выльется, до сих пор не считал никто. Да, похоже, и не собирается. Судя по всему, забота о сохранении производства для вдохновителей идеи стоит на последнем плане. А сам план окутан мраком тайны и недоговоренности.
Чтобы внести некоторую ясность в вопрос передислокации «Красного маяка», я встретился с председателем совета директоров ОАО «Ярославский завод «Красный маяк» Игорем Чебурахиным. Человек, понимающий толк в производстве. Кандидат технических наук, почти двадцать лет своей трудовой биографии занимавший пост главного инженера на ведущих предприятиях машиностроительной отрасли и в последние несколько лет работающий на «Красном маяке».
На самый первый мой вопрос о целесообразности перемещения производственных мощностей Игорь Михайлович ответил, что это чистейшей воды авантюра. Генеральный директор завода «Красный маяк» Константин Сонин с ним, ведущим специалистом в технических вопросах, даже словом не обмолвился. Тогда интересуюсь, насколько компетентен сам генеральный, чтобы брать на себя ответственность за переезд. Оказывается, Сонин имеет некоторое техническое образование. Его подготовка носит, скорее всего, академический характер. Отродясь производством не занимался. И тем не менее...
А как же следовало поступить в случае принятия такого ответственного решения, как перенос производственных мощностей с одного места на другое? Игорь Михайлович еще раз оговаривается, что его никто не ставил в известность о подобном мероприятии. Сегодня он состоит в должности советника генерального директора. Так вот, у него совета не спросили. Не поинтересовались мнением человека, определяющего техническую политику предприятия. А прежде, по словам Чебурахина, подобный шаг с кондачка не делался.
Требовалось технико-экономическое обоснование. Его мог подготовить только целый штат специалистов, для чего и существовали институты подобные, например, «Гипродвигателю». Далее, те же спецы готовили комплексную техническую документацию, включая строительные и монтажные чертежи. Лишь после этого руководитель предприятия вместе с ведущими специалистами принимал решение. И дело тут не в проволочке и занудстве минувших времен. Так поступают в цивилизованном обществе. Так до сих пор водится в странах развитого капитализма. Потому что перемены обязательно повлекут за собой серьезные последствия. Любая ошибка чревата развалом производства. В случае «Красного маяка» даже невооруженным глазом видно, что, двигая предприятие в сторону нового местопребывания, Сонин подталкивает завод к пропасти.
А новое место, поведал Игорь Чебурахин, уже ни для кого не секрет. Имеется договор купли-продажи производственной площадки «Машприбора». Это за Волгой. Заброшенный корпус площадью примерно 15 тысяч квадратных метров. Обозначена смехотворная сумма за это огромное пространство – 17 тысяч долларов. Столько сегодня стоит однокомнатная квартира в Брагине. Это наводит на некоторые размышления. Почему такая бросовая цена, кому это на руку?
Советник генерального директора поясняет, что на место выезжала целая делегация. Главный механик, энергетик и начальник ОКСа осмотрели корпус «Машприбора». Все в один голос заявили, что надо бы хуже, да некуда. Электричество, вода и канализация отсутствуют напрочь. Помимо прочего громадное помещение рассчитано на отопление калорифером. В советское время проектировали, киловатт копейки стоил. По нынешним расценкам только на расходах за электричество в трубу вылетишь. А трубы и батареи отопления не предусмотрены. Как не рассчитано само помещение на специфическую технику.
Завод «Красный маяк» – уникальное в нашей стране предприятие. Подобные промышленные электровибраторы у нас не выпускают больше нигде. Ближайшее похожее производство находится в Германии. Соответственно и оборудование для изготовления вибраторов отличается от простой швейной машинки. Тут и литейный цех, и термическое отделение, и прессовый участок. Не каждые стены выдержат подобные нагрузки. И всю эту махину Константин Сонин предлагает разместить в невостребованном «Машприбором» помещении. Игорь Чебурахин сокрушенно еще раз отметил при расставании, что предполагаемый переезд иначе как авантюрой не назовешь.