Главными причинами роста численности официально зарегистрированных безработных докладчики называли "существенное увеличение" пособий по безработице и пробуждение у народа интереса к накоплению стажа (пока состоишь на учете в службе занятости, он продолжает идти).
В выступлении руководителя федерального департамента занятости населения Юрия Герция красной нитью проходило требование ужесточения "учета и контроля" в отношении безработных. "Надо совершенствовать законодательство, чтобы можно было более дифференцированно подходить к назначению пособий", "увеличить роль общественных работ в обеспечении занятости", "увязать выплату пособий с повышением конкурентоспособности работника на рынке рабочей силы" - такие фразы то и дело звучали в его докладе.
Принес семинар и еще одну новость: Минтруд и службы занятости будут иметь самое непосредственное отношение к осуществлению альтернативной гражданской службы. Механизм ее прохождения задуман следующий: военкоматы определяют, кого призвать на альтернативную службу, Минтруд изучает потребности в альтернативщиках, а уж ФСЗН направляет кого куда. При этом ответственность за исправное несение службы ляжет на работодателя. Он сможет, ежели альтернативщик явно манкирует своими обязанностями, сообщить об этом куда следует, и тогда на нерадивого альтер-солдата обрушатся разные кары, а также ненависть и презрение трудящихся. Работодатель может даже потребовать замены одного рекрута другим, более покладистым.
Много говорилось на семинаре об использовании иностранной рабочей силы. Заместитель министра труда и социального развития Максим Топилин был категоричен: заключения о целесообразности привлечения гастарбайтеров должна давать только служба занятости, квоты на въезд иностранных рабочих определяет администрация, а их исполнение - органы МВД.
Руководитель ФСЗН по Ярославской области Юрий Бородин рассказал в этой связи, как совсем недавно Норский керамический завод обратился в ФСЗН с просьбой дать разрешение на работу 20 гражданам Киргизии. Но не тут-то было - ярославские знатоки рынка труда быстро подыскали 12 вполне русских безработных, согласных на предложенную зарплату и условия труда, и пришли на завод всего лишь 8 киргизов.