Скоро каждый желающий и имеющий на то капитал сможет купить... пассажирский поезд или электричку и, заплатив деньги железнодорожникам за услуги и «окно» в плотном графике движения поездов, организовать собственные перевозки. При этом цены за проезд новый собственник будет назначать самостоятельно, установив в купе хоть джакузи и шикарные кровати. Такую возможность должны получить инвесторы в результате ликвидации государственного железнодорожного ведомства. По словам заместителя начальника Северной железной дороги Александра Докукина, отрасль на пороге глобальных перемен. Пока еще монопольная госкомпания по грузовым и пассажирским перевозкам в лице Министерства путей сообщения вот-вот прекратит существование. На базе МПС будет создано ОАО «Российские железные дороги», 100 процентов акций которого с запретом на продажу в частные руки будут принадлежать государству. Акционерное общество получит от МПС в собственность железнодорожные пути, энергетическое хозяйство, линии связи, устройства автоблокировки, диспетчерский аппарат и локомотивы.
Но уже к 2005 году должны появиться несколько дочерних предприятий, контрольным пакетом акций которых будет владеть ОАО «РЖД», а 49 процентов смогут купить инвесторы. Одно из них – пассажирская компания дальнего следования, ей отойдут поезда, крупные вокзалы и материально-техническая база. Другое – пассажирская пригородная компания, ей передадут все электрички пригородного сообщения, комплекс вокзалов. Учредителями ее могут стать региональные и местные власти. Третья компания займется ремонтом пути, получит машины, технику и оборудование. Она будет работать по договору с ОАО «РЖД» и другими предприятиями. Еще одна компания будет вести ремонт подвижного состава, ей перейдут депо по ремонту вагонов. Часть вагоноремонтных заводов, которые сегодня входят в структуру МПС, может быть приватизирована, но окончательного решения по этому вопросу пока нет. Планируется продать в частные руки 50 процентов вагонов для грузовых перевозок. К уже действующим операторам (на СЖД работают шесть компаний, которые обеспечивают лишь шесть процентов погрузок) прибавятся новые частные перевозчики, они будут конкурировать между собой. За счет такой масштабной продажи имущества железных дорог и акций вновь создаваемых дочерних компаний ОАО «РЖД» организаторы реформирования отрасли надеются получить долгожданные инвестиции. Сегодня их катастрофически не хватает. Только на Северной железной дороге доля старого подвижного состава превышает 60 процентов. Для замены устаревающего оборудования дороге в течение 10 лет потребуется 700 миллиардов рублей. Все будущие дочерние компании начнут работать с ОАО «РЖД» по договорам и за деньги. Они должны будут по максимуму сократить непроизводственные расходы и научиться экономить. В отрасли не исключают и сокращение кадров, однако конкретные цифры Александр Докукин назвать не смог.