– Жилищно-коммунальная отрасль сегодня действительно накопила немало проблем, о них говорят в каждой семье, о них пишут в газетах. И все-таки 16-тысячный коллектив работников ЖКХ Ярославля в основном со своими задачами справляется. Объем выполненных в 2002 году работ составил почти 2,1 млрд. рублей – эта цифра сопоставима с величиной городского бюджета (в прошлом году бюджет равнялся немногим более 3,4 миллиарда). К завершающейся зиме наша отрасль подготовилась неплохо. Погода ведь нынче проверяла нас весьма сурово. Итоги этой «проверки» радуют! Горожане не мерзли от холода в своих квартирах, не коротали вечера при свечах, были обеспечены холодной и горячей водой. Если и случались сбои, то были они не такими угрожающими, как в других регионах страны. За последние семь лет объем муниципального жилого фонда в Ярославле увеличился в два раза – с 5,6 млн. кв. метров до 10,2. Теперь 97 процентов жилого фонда города находится в муниципальной собственности. А ведь большинство вновь принятого от предприятий и ведомств жилья находилось, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Естественно, увеличились наши затраты на его содержание.… А объемы финансирования, наоборот, уменьшились. Да, горожане часто выражают недовольство ростом тарифов, но давайте посмотрим на это дело с другой стороны: полная-то стоимость услуг тоже меняется! Она растет вместе с идущей в стране инфляцией. Но этот рост сдерживается органами местного самоуправления. Сравните цифры: с 1997 года цена литра бензина выросла в шесть раз, а оплата жилья увеличилась только в три раза. Приходится экономить. На чем? Достаточно посмотреть на диаграмму, где отражена динамика изменений в оплате труда работников жилищно-коммунальной отрасли. Например, в 1998 году средняя зарплата составляла 600 рублей, в конце 2000-го – 2200 рублей.… И сейчас она немногим выше. Такое отставание от средних по стране и по городу зарплат у нас наблюдается по всем специальностям. Можем ли мы обеспечить безусловно правильно требуемое высокое качество жилищно-коммунальных услуг? Для этого нужны высококлассные специалисты, которых низкой зарплатой не заманишь. А большая зарплата приведет к дальнейшему росту тарифов…. Конечно, жителей не радует и то, что по разработанной правительством страны Программе реформирования ЖКХ тарифы неизбежно приближаются к полной стоимости услуг. Вспомните, еще лет 10 тому назад мы с вами платили за свои квадратные метры и полный набор жилищно-коммунальных услуг лишь 2 – 5 процентов от полной их стоимости, а сегодня по постановлению Правительства Российской Федерации мы должны бы платить 90 процентов. В Ярославле же мэр принял более гибкое решение: побольше расходов переложил на городской бюджет, а объем платежей населения установил на уровне 75 процентов. Кстати, так ли уж низка платежеспособность ярославцев? Вот данные о количестве семей с низким уровнем доходов. В 1997 году за жилищной субсидией обратились 9833 семьи. (Всего в городе 200 тысяч квартиросъемщиков). Пик пришелся на 2001 год, когда получить субсидии пожелали 34 тысячи семей, а теперь имеет место спад – 26 тысяч нуждающихся. Это при том, что правила предоставления субсидии не ужесточились, а, наоборот, упростились!.. Имейте в виду еще и то, что общефедеральная норма предоставления жилищной субсидии – платежи за жилищно-коммунальные услуги не должны превышать 22 процентов от совокупного дохода семьи, а в Ярославле (согласно постановлению мэра) эта планка снижена до 14 процентов. Сейчас перед нами поставлена задача создать условия для повышения качества жилищно-коммунальных услуг. По поручению мэра разработано несколько целевых программ. Одна из них – по благоустройству дворовых территорий – выполняется уже не первый год и дала первые положительные результаты. Пятую часть из двух тысяч городских дворов мы уже привели в порядок. В нынешнем году запланированы работы еще в 57 дворах. Разработаны и действуют программы приведения в порядок внутридомового сантехнического и электрического оборудования, лифтового хозяйства, кровли, балконов и фасадов зданий, замены бытового газового оборудования и другие. Какие перспективы у этих программ? В скольких домах, например, в этом году поменяют электропроводку, проржавевшие трубы?.. Отвечу так: перспективы определяют деньги! Я назову вам выделенные в нынешнем году на реализацию программ суммы. К примеру, на благоустройство дворов выделено 26 млн. рублей, на ремонт подъездов – примерно семь с половиной, три миллиона – на замену газовых плит. Последняя цифра очень красноречива – стоимость новой газовой плиты – около трех тысяч рублей. Сколько их мы заменим в нынешнем году – считайте сами. А 87 процентов ярославских квартир оборудованы газовыми плитами… К сожалению, в настоящее время возможности городского бюджета далеко не совпадают с потребностями обновления износившихся объектов жилищного хозяйства. Но не будем терять надежды. Все зависит от наполняемости бюджета! Год на год не приходится. Например, за три года реализации одной только «газовой программы» мы уже двадцати тысячам семей заменили плиты. Будем эту работу продолжать. Будем стремиться и к исполнению норматива по замене труб через каждые 15 лет... Да, изъяны в работе жилищно-коммунальных предприятий есть, их не заретушируешь. Но, несмотря на все трения, горожане ощущают результаты их труда. Они есть и даже отмечены Правительством России. В канун недавно отмеченного нами профессионального праздника – Дня работника жилищно-коммунального хозяйства – Госстрой РФ подвел итоги эффективности работы отрасли. Пять муниципальных предприятий Ярославля получили дипломы Госстроя: «Яргортеплоэнерго», «Ярославльводоканал», «Городское дорожное управление», «Информационно-расчетный центр» и «Ярославльлифт». Почетными грамотами награждены муниципальные предприятия «Яргорэлектросеть», «Горзеленхозстрой», комбинат «Ритуальные услуги», РЭУ-4, «Волна», а также товарищество собственников жилья «Содружество». В масштабах страны достижения ярославцев впечатляют. Записал Николай БИКУЛОВ.