Что же такое раньше было в договорах, что устраивало дирекции единого заказчика и что не устраивало энергетиков и вынудило их изменить порядок оплаты? – Все дело в том, – комментирует ситуацию начальник юридического отдела ОАО «Ярэнерго» Галина Семеняка, – что до сих пор в Ярославле, единственном во всей Российской Федерации, расчеты за тепловую энергию производились по схеме, принятой правительством области в порядке эксперимента в 1995 году. Это было связано с желанием областной администрации смягчить для населения и бюджета последствия реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства. Особенно в такой непопулярной ее части, как увеличение доли оплаты коммунальных услуг непосредственно населением. Как известно, энергетические компании, будучи коммерческими организациями, по закону обязаны отпускать населению и социально-бытовой сфере энергоресурсы по ценам, регулируемым государством. Население же оплачивает счета за отопление квартир и отпуск горячей воды по тарифам более низким. Разницу между платежами, поступившими от населения, и реальными ценами энергетикам должны возмещать те организации, которые предоставляют коммунальные услуги, то есть ДЕЗы, из средств, специально предусмотренных на эти цели в бюджете города, – дотаций. Точно так же должны компенсироваться энергетикам расходы на отопление квартир различных категорий льготников: ветеранов, инвалидов, военнослужащих, чернобыльцев и других. Так по закону. В 1995 году в связи с задержками в выплате зарплаты на многих предприятиях, плохой наполняемостью бюджета в ряде регионов эта схема оплаты привела к тому, что ДЕЗы и от населения полной оплаты по счетам не получали, и из бюджета им дотации перечислялись не в полном объеме или несвоевременно. Это приводило к отключениям тепла в домах и целых микрорайонах. Чтобы такого не случилось у нас в области, между администрацией и «Ярэнерго» было заключено соглашение, по которому энергетикам разницу в оплате погашали не ДЕЗы, а мэрия. Разумеется, и мэрия в тех условиях часто оказывалась должником. Но таких эксцессов, как в других областях, с отключением тепла в целых районах – злостных неплательщиках в Ярославле не случалось, так как формально должником был весь город, а конкретных виновников недоплат не было. В результате получалось, что льготы и дотации в полном объеме предоставляли населению не органы власти, а «Ярэнерго». Пока цены на энергоносители, а соответственно и на тепловые ресурсы были невелики, руководство энергетической компании терпеливо относилось к обещаниям мэрии погасить растущие долги. Но уже в 2002 году с ростом цен на отопление долг города энергетикам и разница в текущей оплате по льготам и дотациям стали расти в геометрической прогрессии. К 1 января 2003 года долг за льготы составил 116 млн. рублей, а за дотации – 95,5 миллиона. В сумме это чуть меньше стоимости месячного потребления топлива всей энергосистемой Ярославской области и почти равно четырехмесячной зарплате ее сотрудников. Поскольку главной целью любого акционерного общества является получение прибыли, игнорировать столь большие непроизводительные потери финансовых ресурсов акционеры не могут, тем более что основным акционером нашей региональной компании является РАО «ЕЭС России», а через него государство. Кстати, в связи с исключением из энергетических тарифов инвестиционной составляющей норма прибыли в ОАО «Ярэнерго» более чем скромная. Нам необходимо теперь для обеспечения надежного энергоснабжения области вносить стопроцентную предоплату за газ. Мы своевременно вносим все налоговые платежи в областной и городской бюджеты. Вот поэтому ОАО «Ярэнерго» сочло необходимым вернуться к установленной законом РФ схеме оплаты за тепло. В частности, в статье 58 Жилищного кодекса и пункте втором статьи 426 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что «льготы устанавливаются законодательством в виде уменьшения размера платы (цены) за коммунальные услуги», а не за поставку энергоресурсов. То есть их должна финансировать организация, эти услуги предоставляющая. В данном случае ДЕЗ. Во всех регионах и городах, кроме Ярославля, именно так и осуществляются льготы населению, через жилищно-коммунальные организации. Мы добиваемся от ДЕЗов Ярославля того же – получения тепловых ресурсов от нас и их оплаты нам по ценам РЭК и дотирования разницы в цене (тарифе) из средств, предусмотренных для этого в бюджете.