пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 12 марта 2003

Ярославль свое тысячелетие встретит с чистой водой

В 2003 году городскому водопроводу исполняется 120 лет. С какими насущными проблемами встречает предприятие

 

свой юбилей? Какие перспективы развития намечены в настоящее время? Как изменятся тарифы на услуги «Водоканала»? Что предприятие будет делать с пресловутым кредитом Европейского банка? Эти и другие вопросы накануне Дня работника жилищно-коммунального хозяйства корреспондент «Северного края» обсудил с заместителем директора МП «Ярославльводоканал» по развитию Дмитрием Владимировичем Пузановым. – Дмитрий Владимирович, с чем пришел коллектив «Водоканала» к своему 120-летнему юбилею? – Наше предприятие является одним из старейших в системе жизнеобеспечения города. За 120 лет своего существования городской водопровод, первоначально не предусматривавший какую-либо очистку речной воды, превратился в сложный комплекс инженерно-технических сооружений. К сожалению, современный облик МП «Ярославльводоканал» не совершенен: большинство наших сооружений было спроектировано и построено в 60-е годы прошлого столетия. Технические решения того времени теперь уже не могут отвечать всем современным требованиям, как по надежности работы, так и по качеству поставляемой для населения и промышленности воды. Из-за большого износа основных фондов предприятия достижение нормативного качества воды и обработки канализационных стоков дается чрезвычайно напряженным трудом наших работников. За последние годы объемы капитальных вложений отставали от темпов износа оборудования и сетей, вследствие этого техническое состояние производственных мощностей постоянно ухудшалось, уже сейчас оно вызывает серьезные опасения. За годы реформ сложилась устойчивая тенденция к увеличению износа: в среднем по предприятию он составляет 56 процентов, но существует достаточное количество объектов и сетей со 100-процентным износом. Позвольте вам напомнить, что, по экспертным заключениям российских специалистов из Госстроя РФ и по зарубежным исследованиям состояния отрасли, износ системы более чем на семьдесять процентов грозит необратимыми последствиями. В нашем случае, если существующая ситуация коренным образом не изменится, то к своему тысячелетнему юбилею Ярославль получит систему водопровода и канализации с 65-процентным износом, содержать которую будет гораздо дороже, чем построить новую. Политика латания дыр затянет предприятие во все большие затраты по эксплуатации, будет отвлекать людские и материальные ресурсы, ремонтные и восстановительные работы съедят все средства. Не хочется в это верить, но нам, возможно, придется привыкать к бесконечным ремонтам, а жители ощутят ограничения в водоснабжении. Чтобы этого не случилось, МП «Ярославльводоканал», мэрия года предпринимают самые энергичные действия по исправлению ситуации. Цена вопроса – 2,4 млрд. рублей, которые нужно вложить до 2010 года. – Из каких источников можно получить такую внушительную сумму? – На самом деле, источников немного. В первую очередь это наша прибыль и амортизационные отчисления. Раньше нам помогали государство и город: они финансировали все стройки. Новая практика работы в условиях рыночной экономики создает предпосылки по привлечению финансовых средств на возвратной основе. В последние годы предприятие использовало значительные суммы прибыли на обновление основных фондов. Только в 2002 году на строительные работы было израсходовано 96 млн. рублей, на закупку оборудования – 19,4 млн. Объемы использования собственных средств растут, однако они значительно меньше текущей потребности. В настоящее время наше предприятие не может полностью профинансировать все капитальные затраты из собственной прибыли. Амортизационные отчисления как источник воспроизводства основных фондов также не соответствуют необходимым объемам капитальных вложений. В 2002 году в структуре себестоимости продукции доля отчислений составила лишь 9,3 процента. Этого явно недостаточно. – Дмитрий Владимирович, а какое финансирование было из бюджетов всех уровней? – Прямое бюджетное финансирование на развитие системы водоснабжения и водоотведения является самым оптимальным для нас путем. Однако возможности бюджетов сильно ограничены. Лишь в 2001 году мэрия Ярославля профинансировала завершение строительства третьей очереди очистных сооружений канализации на сумму 85 млн. рублей. На эти же цели были получены целевые средства из федерального бюджета в сумме 2 млн. рублей. В 2002 году объемы бюджетного финансирования составили лишь 21,1 млн. рублей. – В 2001 году «Ярославльводоканал» получил грант от агентства США по торговле и развитию, на что пошли эти деньги? – Да, мы получили грант в размере 348 тысяч долларов США. Он был истрачен на подготовку технико-экономического обоснования инвестиционного проекта «Программа совершенствования системы муниципального водоснабжения города Ярославля». В рамках реализации этого большого инвестиционного проекта ожидается привлечение и других безвозмездных средств на обучение наших специалистов и на разработку программы развития предприятия. Безусловно, эти средства нельзя рассматривать как источник финансирования капитальных затрат. – Дмитрий Владимирович, существует ли возможность использования облигаций для целей нового строительства? – Наша отрасль коммунального хозяйства не приспособлена для применения таких финансовых инструментов, как облигации. В России, согласно статистике, нет прецедентов по их использованию в качестве источника финансирования, ни одно российское муниципальное предприятие за 2002 год не выпустило ни одной облигации. Хотя во Франции водопровод в значительной мере был построен за счет облигационных займов. Теоретически можно рассматривать такой способ привлечения средств, но в нашей действительности это еще не работает. – Рассматривалась ли приватизация как один из источников привлечения средств на обновление основных фондов? – В России есть примеры акционирования муниципальных предприятий водоснабжения и водоотведения. Однако, следует отметить, что в Пскове, Тихвине, Луге, Сочи водоканалы сначала акционировались, а затем добровольно вернулись под крыло муниципалитетов, накопив внушительные долги и не выполнив задачу по бесперебойному обеспечению населения качественной водой. На сегодняшний день ни собственник в лице мэрии Ярославля, ни сам «Ярославльводоканал», ни уровень общественных отношений не позволяют прибегнуть к таким радикальным мерам, как переход этой жизненно важной отрасли в частные руки. – В чем вы видите выход? Как привлечь средства на реконструкцию и ремонт всей системы водоснабжения и канализации? – Реальным путем привлечения финансовых ресурсов на эти цели является получение кредитов в финансово-кредитных организациях. Российские банки активно работают в реальном секторе экономики, однако они ориентированы на высокодоходные отрасли, где оборачиваемость капитала довольно высока. Это – нефтяная и газовая, пищевая и перерабатывающая промышленность. Такие кредиты имеют серьезный недостаток – срок заимствования за редким исключением превышает один год. Финансировать капитальное строительство такими «короткими» деньгами невозможно. К сожалению, российский банковский сектор еще не созрел для реализации долгосрочных программ в объекты муниципальной инфраструктуры. Одной из форм заимствования для «Водоканала» является полученное в 2001 году право реструктуризации задолженности перед бюджетами всех уровней. Сумма средств, подлежащих выплате до 2006 года, составляет 22,8 млн. рублей. Ее можно трактовать как налоговый кредит, который уже использован на осуществление хозяйственной деятельности нашего предприятия. До 2003 года МП «Ярославльводоканал» использовало лишь краткосрочные кредиты на пополнение кассовых разрывов. И только с получением кредита от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) ситуация резко изменилась, и мы получили возможность использовать более 660 млн. рублей на реконструкцию системы муниципального водоснабжения Ярославля. – Легко ли было получить этот кредит? – Международные финансово-кредитные организации, представителями которых являются Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, ряд импортно-экспортных банков, предоставляют возможность российским организациям получать кредиты. Однако этот процесс сопряжен с большими организационными сложностями, которые вполне преодолимы при условии поддержки проекта со стороны местных и федеральных органов исполнительной и законодательной власти. Нам в этом отношении повезло. – 15 января 2003 года было подписано кредитное соглашение. А как долго шла подготовка к этому событию? – Инвестиционный проект «Программа совершенствования системы муниципального водоснабжения города Ярославля» был инициирован мэрией областного центра в 2000 году. С тех пор проведена колоссальная работа, в которой участвовали не только сотрудники «Водоканала», но и специалисты мэрии и администрации области. В состав координационного совета по подготовке этого проекта вошли и депутаты муниципалитета, которые несколько раз обсуждали положения проекта на своих заседаниях. С концепцией проекта были ознакомлены руководители крупнейших предприятий города, а его окончательное утверждение состоялось на заседании Государственной думы Ярославской области. В апреле 2002 проект был также утвержден на Совете директоров Европейского банка реконструкции развития, на котором Российскую Федерацию представлял министр торговли и экономического развития Герман Греф. За два с половиной года подготовительных работ все заинтересованные стороны приложили максимум усилий для оптимизации проекта. – На что пойдут полученные взаймы средства? – Сам проект включает одиннадцать разных по значимости и по предполагаемым затратам компонентов. В течение трех лет его реализации планируется восстановить отдельные участки водопровода и осуществить замену насосов на Северной водопроводной станции, будет осуществлена автоматизация системы водоочистки, подачи химических реагентов, закуплено оборудование по поиску утечек воды и по бестраншейной прокладке труб. Самая большая инвестиционная составляющая – это работы на водоводах; их стоимость оценивается в 300 млн. рублей. Самый маленький компонент – с бюджетом около в 2,4 млн. рублей – направлен на организацию работы по пропаганде рационального водопотребления в быту. Все эти мероприятия подготовлены и разработаны нашими и иностранными специалистами, их реализация будет осуществляться последовательно. Общий бюджет инвестиционного проекта составляет 660,8 млн. рублей. Кредит ЕБРР на сумму 490,6 млн. рублей предоставлен непосредственно МП «Ярославльводоканал». При этом прошу учесть: деньги мы получим в рублях, так как гарантом по нему выступает город Ярославль. В соответствии с Бюджетным кодексом город может предоставить только рублевые гарантии. МП «Ярославльводоканал», как хозяйствующий субъект и как юридическое лицо, имеет полное право получать кредиты у любой коммерческой организации, в том числе и у ЕБРР. В этом случае мы выступаем как партнеры по бизнесу, а не как субъекты международного права. Кроме полученных от ЕБРР денег, собственные средства «Водоканала» в объеме 153,3 млн. рублей будут направлены на реализацию небольших проектов, а также на оплату налогов и таможенных сборов. – В прессе звучали высказывания, что это – связанный кредит, что даже трубы нам придется покупать в Германии, насколько это правда? – За трехлетний срок, который отведен на реализацию проекта, необходимо подготовить всю проектно-сметную документацию, выбрать поставщиков оборудования и подрядчиков строительных работ и обеспечить качественное исполнение всех намеченных работ. Все закупки по данному инвестиционному проекту будут осуществляться только на конкурсной основе, без каких-либо ограничений для участников. При выборе подрядчиков и поставщиков наше предприятие собирается руководствоваться принципами открытости, прозрачности и равных условий, при этом мы будем заключать контракты на наиболее выгодных для нас условиях. Покупать трубы за границей смысла нет. Оборудование, которое в России и в странах СНГ не производится или же не соответствует нашим требованиям, приобретем за границей. Следует понять: этот кредит – не связанный, покупать будем то, что нужно предприятию, и на таких условиях, чтобы это было для нас максимально выгодно. – Очень много возражений ряда депутатов вызывает размер затрат по консультационным услугам. Что это за услуги и как определялись расходы на них? – Действительно, мы планируем израсходовать определенные средства на эти цели. Хочу отметить, что речь идет не каких-то пресловутых консультациях, не имеющих ни ценности, ни значения. Мы будем привлекать целый ряд специалистов на осуществление таких работ, как проектирование, подготовка необходимой конкурсной документации, организация конкурсов, оказание помощи в проведении анализа полученных предложений. Кроме того, мы планируем использовать знания внешних экспертов в вопросах организации эффективного управления строительством. Так что судите сами, является ли это разбазариванием денег или целевым использованием для задач проекта. Кроме того, непонятно почему, но сложилось мнение, что консультантами будут иностранцы, представляющие западные фирмы. Это далеко не так. Нам нужен реальный опыт работы в России, поэтому привлечем и российских, и экспертов из других стран. Главное при этом – качество и сроки проведения работ. – Что, помимо осуществления капитальных затрат, вы ожидаете от реализации проекта? – Европейцы дают нам деньги, но не только. Вместе с ними мы получим опыт по организации работы, направленной на эффективное использование средств. Реализация проекта будет сопровождаться структурным преобразованием на предприятии. Будет продолжена работа над Программой улучшения финансово-производственных показателей, деньги грантов пойдут на оптимизацию нашей работы и обучение персонала. – Как будут возвращаться полученные деньги, как это отразится на росте тарифов? – Полученные в виде кредита средства наше предприятие будет отдавать в течение 10 лет. Механизм плавающей процентной ставки предусматривает ее снижение в зависимости от кредитоспособности, финансовой устойчивости нашей организации и инвестиционного рейтинга города. Проведение правильной тарифной политики на предоставляемые МП «Ярославльводоканал» услуги является залогом достижения целей всего инвестиционного проекта, согласно которым водоснабжение и водоотведение в городе должны быть доступны не только физически, но и соответствовать уровню платежеспособности потребителей. К сожалению, рост тарифов – объективная реальность, в первую очередь вызванная ликвидацией системы перекрестного субсидирования населения со стороны промышленности, и во вторую очередь пусть и небольшими, но неизбежными инфляционными процессами. Однако анализ прогноза тарифов показывает, что прирост цены на воду, обусловленный затратами на реализацию проекта, не будет превышать 15 процентов в структуре тарифа. Кроме того, реализация инвестиционного проекта такого масштаба и такой значимости должна сопровождаться поддержкой со стороны местных органов власти. В первую очередь это касается защиты определенных слоев населения, неспособных оплатить даже не большое повышение тарифов. Только в 2002 году из городского бюджета для этих целей было выделено 20 млн. 366 тысяч рублей на предоставление льгот по услугам водоканала. Мы также ожидаем получить налоговые льготы как со стороны города, так и со стороны области: устойчивое финансовое состояние нашего предприятия во многом зависит и от их конструктивной позиции. В завершение хочу сказать, что наша работа по подготовке инвестиционного проекта наглядно показала, что муниципальные предприятия жилищно-коммунального комплекса могут быть достойными заемщиками у крупных международных банков только тогда, когда они действуют в условиях финансово-экономического благоприятствования, проводя взвешенную тарифную политику, и при этом осуществляют эффективное управление своей хозяйственной деятельностью. Беседовал Сергей ЯКОВЛЕВ.

Читайте также
  • 11.01.2013 Система и её ценности Концы и начала – года, жизненного цикла, телевизионного проекта – по самому факту своего осуществ­ления предполагают возникновение
  • 06.01.2013 Ишня снова с водойЕсли новогодний праздник около трёх тысяч жителей посёлка Ишня в Ростовском районе встретили без холодной воды, то к Рождеству вода в кранах появилась
  • 21.10.2009 Система качества снаружи и изнутриВот уже два года пропускная мощность балтийской трубопроводной системы (БТС) составляет 74 миллиона тонн нефти в год. Эксплуатацией этого направления занимается
  • 03.12.2008 Заводы – ярославские, проблемы – общероссийскиеВчера в Рыбинске и Ярославле побывал премьер-министр России Владимир Путин. Он посетил крупнейшие градообразующие предприятия – НПО «Сатурн» и ОАО «Автодизель»,
  • 13.09.2007 Призрак бродит в ИнтернетеПомните легион финансовых «пирамид» - МММ, «Тибет», «Хопёр-Инвест»... Сколько бесплатного сыра обещал доверчивым людям г-н Мавроди и какими горькими слезами
  • 14.12.2005 Ударники капиталистического трудаВчера в «Белом доме» губернатор Анатолий Лисицын награждал победителей конкурса «За достижения в предпринимательской деятельности» за 2004 год. Примечательно,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают