Константин Рудяк, заместитель директора департамента переработки нефти ТНК, полагает: "Вакуум на российском рынке топлива может заполниться далеко не самым качественным продуктом". Эксперты указывают, что цены растут из-за нового акциза. А у него есть одна особенность: под акциз не попадает прямогонный бензин, который служит исходным сырьем для ряда нефтехимических производств. Добавляя в него антидетонационные присадки, вредные для двигателей и для экологии, недобросовестные владельцы АЗС могут легко добиться приемлемого октанового числа для суррогатов. Штраф за продажу такого бензина мизерный, и потому соблазн "заработать" очень велик. Григорий Сергиенко, исполнительный директор Московской топливной ассоциации, отмечает, что в ходе операции "Алхимик" было установлено: более половины прямогонного бензина (октановое число 60 - 64), производимого различными нефтеперегонными заводами, реализуется коммерческим структурам. Они предварительно повышают его качество до нужных им значений, получая "на выходе" бензин 76-й или даже 92-й. А популярный у владельцев иномарок 95-й, по его словам, все чаще изготавливают с помощью присадок или "аппаратов по типу самогонных" из 92-го или даже 76-го.