- Валерий Николаевич, с какими итогами встречает ваша компания 10-летие "Газпрома"?
- Мы хорошо проявили себя на газовом рынке. "Яррегионгаз" ни разу не сорвал стабильных поставок голубого топлива потребителям региона, а также эффективно координирует работу находящихся в области газораспределительных станций. "Яррегионгаз" за три года своей работы добился 100-процентных платежей за газ, причем деньгами. Потребители понимают, что если не будут платить, то получат меньше газа, а значит, им придется переходить на другие, более дорогие виды топлива - мазут и уголь - или терпеть экономические трудности.
Наша компания - надежный партнер ОАО "Газпром". Российский производитель газа является для России самым крупным наполнителем казны: его платежи составляют 25 процентов поступлений в федеральный бюджет. Эти налоговые отчисления складываются главным образом за счет экспорта газа, потому что продажа голубого топлива на внутреннем рынке остается убыточной из-за низких цен, устанавливаемых государством. Хотя в последнее время цена газа все время растет, для населения в абсолютном выражении она все равно незаметна.
- "Яррегионгаз" реализовал два крупных инвестиционных проекта: модернизацию котельных ОАО "ТЭСС", вырабатывающих тепло, и возрождение ОАО "Мокеихо-Зыбинское торфопредприятие". Как идут дела у этих предприятий?
- ОАО "Теплоэнергетическая социальная система" (ТЭСС) является нашей дочерней компанией, где мы владеем контрольным пакетом акций. "ТЭСС" принадлежит 5 котельных в Ярославле и 1 в пос. Семибратово. С помощью ОАО "Газпром" мы привлекли инвестиции, восстановили и модернизировали заброшенные котельные, которые сегодня являются образцом современной теплоэнергетики. Сейчас мы ведем переговоры о передаче нам еще двух котельных - в Семибратове и в Угличе.
Мы также вернули к жизни ОАО "Мокеихо-Зыбинское торфопредприятие", контрольный пакет акций которого также принадлежит "Яррегионгазу". До нашего прихода предприятие практически развалилось, ему грозило неминуемое банкротство. Судьба около 2,5 тысячи жителей - работников и их семей - была бы незавидной, так как этот поселок специально построен вдалеке от всех населенных пунктов, вблизи от месторождений торфа. При поддержке "Газпрома" в это предприятие было вложено около 57 млн. рублей, закуплено новое оборудование, отремонтированы железнодорожные пути. За год объемы производства торфа в Мокеихе увеличились в 7 раз, предприятие работает с прибылью, зарплата индексируется и выдается в срок. Наши потребители - Шатурская ГРЭС (80 тысяч тонн в год), Тверская ТЭЦ и Костромская ТЭЦ, которые как раз недостаточно обеспечены лимитами газа и закупают более дешевый торф. В области мы поставляем торф на несколько небольших котельных. В Мокеихе также делают торфобрикеты, производство которых не успевает удовлетворять спрос населения.
- Цены на газ постоянно растут, но все равно его продажа в России остается убыточной. Это значит, что впереди всех нас ждут новые повышения тарифов на голубое топливо?
- Это неизбежный процесс, который идет под жестким контролем государства. Понятно, что если одномоментно отпустить цены на газ, то наша промышленность перестанет быть конкурентоспособной на мировом рынке, а население, исходя из уровня жизни, не сможет полностью платить за голубое топливо. Поэтому в России цены на газ до сих пор устанавливаются государством. Мы его ни на копейку не нацениваем. Обидно иногда слушать руководителей промышленных предприятий, что мы повышаем цену на газ, не считаясь с их нуждами. Даже "Газпром" не повышает цену на газ - это делается постановлениями Правительства РФ.
К тому же у нас складывается парадоксальная ситуация: газ как самое эффективное и экологичное топливо стоит в два раза дешевле каменного угля и в три раза меньше мазута. За рубежом ситуация обратная: газ стоит дороже на 10 - 15 процентов, чем мазут и уголь. В связи с этой ненормальной дешевизной газа наша промышленность постепенно полностью переходит на его потребление. Но это ненормально. В России разведанных месторождений газа хватит на 50 лет, а каменного угля - на 800 - 900 лет. Аналогичная ситуация с нефтью, к тому же мы забыли такие традиционные виды топлива, как торф, дрова. В итоге страна постепенно села на газовую иглу, но это опасно для ее будущего, потому что разом все это может кончиться.
Повышение цен на газ должно стимулировать предприятия заниматься экономией, модернизировать оборудование. Сегодня КПД некоторых котельных доходит до 30 - 35 процентов, велики потери тепла при его транспортировке. Это крайне нерационально: для производства тепла тратится в 2 - 3 раза больше газа, чем нужно. А поскольку газ стоит дешевле, чем другие виды топлива, то, конечно, все хотят его иметь.
Если бы у "Газпрома" была задача продать весь газ на экспорт, он бы так и сделал, поскольку потребности внешнего рынка просто неограниченны. Правительство и президент понимают, что для "Газпрома" надо устанавливать определенные квоты для продажи газа внутри страны, чтобы обеспечить жизнеспособность государства и экономики. Все потребности населения и социальной сферы "Газпром" покрывает полностью, но сегодня в России газа для промышленных предприятий не хватает. Министерство по экономическому развитию и торговле РФ устанавливает лимиты потребления газа, а мы их только исполняем. Если предприятия недовольны установленными лимитами, они должны решать эти вопросы не с нами, а с Правительством России.
Сейчас создана электронная торговая площадка по свободной продаже газа. Если раньше независимые производители газа (нефтяные компании и т. д.) его просто сжигали, то теперь они продают его на внутреннем рынке по свободным ценам. У нас в регионе есть покупатели, которые пользуются этими электронными торгами. Стоимость газа там примерно в 1,6 раза дороже тарифов, регулируемых государством.
- Каковы перспективы развития "Яррегионгаза"?
- Мы зависим от стратегии "Газпрома" - их замыслы предопределяют наше развитие. Кстати, с 1 января мы поставляем газ непосредственно населению, а газораспределительные организации - "Ярославльоблгаз", "Яргазсервис", "Рыбинскгазсервис" - будут заниматься техническим обслуживанием принадлежащих им газопроводов и сетей, а также газовых приборов. Раньше мы имели посредников при реализации газа для населения, что иногда выливалось в задержки платежей. Я думаю, что наша главная задача будет всегда одна - обеспечить стабильные поставки газа и собираемость платежей, как с промышленных предприятий, так и с населения.
Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ.