Но это весьма деликатная формулировка. Согласно официальным данным, представленным в государственных докладах «О состоянии окружающей среды в Российской Федерации», выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в период с 1999 по 2002 год возросли на 1 миллион тонн только от стационарных источников, а образование токсичных отходов увеличилось на 96 миллионов тонн, или почти в 2 раза. Общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составил в 2002 году 19,5 млн. тонн (в Ярославской области 88,9 тыс. тонн), а общий объем сброса сточных вод в водоемы России достиг в 2002 году 54,7 млрд. куб. м (в Ярославской области 317 млн. куб. м).
В результате качество питьевой воды не соответствует санитарным нормам почти в 50 процентах источников централизованного водоснабжения. На 15 процентах территории России состояние окружающей среды ниже нормативов экологической безопасности, а состояние земель не отвечает санитарным требованиям во всех крупных городах и промышленных центрах страны. В экологически неблагополучных местах проживает порядка 60 процентов населения и производится основная часть валового внутреннего продукта Российской Федерации. Десятки миллионов людей подвергаются экстремально высокому уровню загрязнения атмосферного воздуха. Неблагоприятная экологическая ситуация является одной из основных причин ухудшения здоровья людей, качества и продолжительности их жизни.
Обуславливается это не только активизацией промышленного производства с использованием устаревших технологий и техники, ускоренным насыщением городов, подержанными импортными автомобилями, в общей массе экологически грязными, но и резким ослаблением государственного экологического контроля, нарастающими процессами деэкологизации политики, экономики и образования. Напомним, что в 2000 году было ликвидировано самостоятельное природоохранное ведомство (Госкомэкология) со сложившейся вертикальной структурой, функции которого были переданы Министерству природных ресурсов (МПР).
Однако при этом было упразд-нено центральное, наиболее эффективное звено экологического контроля – муниципальные комитеты по охране природы, разрушена система целевого направления платежей за загрязнение окружающей среды. Остановилось развитие федеральной системы заповедников и национальных парков.
Особую тревогу вызывают очередные «новации» Министерства образования Российской Федерации. Предполагается резкое снижение уровня естественно-научного образования наших детей за счет сокращения учебного времени на изучение таких предметов, как биология, география, физика и химия путем слияния их в сокращенный комплексный курс «Естествознание». При этом из «Биологии» исключены 49 предметных тем, в том числе практически все разделы экологии, систематики растений и животных и почти все, что связано с охраной природы.
Эти и многие другие проблемы и вопросы стали предметом острых дискуссий на каждой из 11 секций съезда. Члены ярославской делегации приняли участие в работе большинства из них и выступили с рядом принципиальных предложений. В частности, мне удалось обосновать необходимость включения в итоговую резолюцию третьего съезда специального пункта: «участники третьего Всероссийского съезда по охране природы обращаются с просьбой в президиум Российской академии наук активизировать дальнейшее научное изучение проблемы изменения климата, экономических и социальных последствий возможной ратификации Киотского соглашения». Именно выводы РАН должны лечь в основу решения правительства по этому вопросу.
Руководство МПР на этот раз решило «обойтись» без первого пленарного заседания, на котором обычно рассматриваются программные доклады, а сразу «развело» делегатов и участников съезда по секционным «квартирам». И только на четвертый, заключительный день мы встретились, наконец, все вместе в Государственном Кремлевском дворце на так называемом пленарном заседании. Оно прошло в рекордно короткое время – всего за два с половиной часа. С докладом выступил министр природных ресурсов господин В. Артюхов, а также большая часть его замов, но никакого обсуждения доклада министра и проекта итоговой резолюции организаторы съезда не допустили.
Владимир ЛУКЬЯНЕНКО, делегат третьего Всероссийского съезда от Ярославской области, академик РЭА.