Возможные пути и средства
Ремонтно-производственная техническая база в сфере ЖКХ города находится в «нищенском» состоянии и не способна обеспечить качество, объемы и срочность работ, требуемых сегодня по содержанию, ремонтам и развитию технических систем и производственных фондов ЖКХ. Ее надо создавать на современной индустриально-технологической основе в виде малых, средних специализированных предприятий, структурированных в системе вертикально-интегрированной городской (региональной) корпорации.
Здесь уместно вспомнить большой позитивный опыт ряда передовых предприятий города и области в 1980 – 1990-х годах – нефтеперерабатывающего, судостроительного, радио- заводов, ЯЗДА, ЯМЗ, Волжского машзавода, «Рыбинских моторов» (НПО «Сатурн») и других по планированию, организации обслуживания и развитию собственного жилого фонда с сетями и коммуникациями. По нашему мнению, базовое ремонтно-производственное предприятие ЖКХ города должно иметь полный цикл технологических переделов: металлообрабатывающее производство, сварочно-монтажный и литейный цехи, инструментальное и заготовительное производства; службы технического контроля; информатизации (с банком паспортизации объектов, технических систем, сетей и пр.) и т. д. и т. п. Предприятие необходимо оснастить современными информационными технологиями по учету основных средств и ресурсов, планированию и контролю выполняемых работ (услуг), использованию финансовых ресурсов и рабочего времени. И еще одно, принципиальное. На базовом предприятии необходимо четко разделить функции подразделения сервисного обслуживания и ремонтного производства.
О деньгах. Собираемые за услуги ЖКХ денежные средства «проедаются» на содержание – оплату труда огромного учетно-регистрационного персонала ДЕЗов, контор и служб в сфере жилищно-коммунального хозяйства города, растущего численно из года в год. В принципе аккумулируемые за оплату услуг финансовые ресурсы должны направляться прежде всего на содержание и оснащение ремонтно-производственных подразделений и качественное обслуживание жилого фонда, технических систем городского хозяйства.
Изложенные факторы качественной оценки работы ЖКХ, послеприватизационные масштабы городского хозяйства, его многоотраслевой характер, объемы работы и значимость для жизнеобеспечения граждан, организации и развития промышленного производства дают обоснование необходимости кардинальной реформы системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города, индустриализации его ремонтно-технической базы. Финансовые фонды ЖКХ, исходя из реальной оценки состояния экономики и городского хозяйства, реальных доходов населения и действующего бюджетного процесса, могут и должны формироваться в ближайший 4 – 8-летний период на 80 – 90 процентов за счет равновеликих частей федерального, регионального и городского бюджетов и до 10 – 20 процентов – за счет платежей граждан.
Использование опыта лучших
На нашей земле работает ОАО «Ярэнерго», региональный холдинг РАО ЕЭС. Это многоотраслевое хозяйство, состоящее из генерирующих и сетевых предприятий, системно-диспетчерских и энергосбытовых подразделений, технических, вспомогательных и обслуживающих производств. Здесь трудятся около шести тысяч человек, они обеспечивают потребности в энергоресурсах всей экономики области и социальной сферы, выполняют функции по межрегиональным перетокам энергии.
Деятельность в энергосистеме накладывает особую ответственность, технология непрерывная, требует постоянной надежности. Службы «Ярэнерго» планомерно и грамотно занимаются перевооружением и повышением эффективности производства, качества работы в текущих сложных условиях структурного реформирования. Основа перестройки производства – научно-технический прогресс. Экономисты энергосистемы ведут плотную подготовку и освоение международной системы финансовой отчетности, общество становится открытым и прозрачным на фондовом рынке.
Все это определяется производственной стратегией «Ярэнерго», вытекающей из общей корпоративной политики РАО ЕЭС. Управленческая команда во главе с Виктором Викторовичем Рогоцким уверенно формирует технический потенциал и финансовые ресурсы развития. Ярославская энергосистема – одна из передовых, финансово стабильных региональных систем в стране. Годовой объем реализации энергоуслуг в 6,5 – 7,5 млрд. руб. не предел, надо готовиться к удвоению промышленного производства на предприятиях области.
Энергетика – локомотив развития промышленности, ее опыт будет полезен многим.
Одновременно целесообразно учесть и оценить формирование и возможное развитие «Российских коммунальных систем» (далее – РКС), создание которых инициировано также корпорацией РАО ЕЭС. РКС определяет приоритетом концентрацию ресурсов на качестве услуг и новейших технологиях, разработке и внедрении эффективной системы управления, ориентированной на системную рационализацию производства, снижение удельных затрат по видам продуктов-услуг. Такие принципы организации и управления производством плюс высокая технологическая оснащенность предусматривают жесткие требования к качеству рабочей силы. Вероятно, в этом плане необходимо по-новому рассматривать и использовать роль и значение человеческого фактора (профессиональный уровень, дисциплину, мотивацию), вовлеченность каждого работника в реализацию стратегии производства, в достижение конечных финансово-экономических результатов.
РКС планирует структурироваться в качестве централизованной корпоративной системы с единой финансовой, технической, тарифной и нормативно-регламентной политикой. Проект ожидает много сложностей, но предлагаемая идеология вызывает интерес.
Развитие, бюджет и другие...
Да, в текущих условиях ЖКХ нуждается в коренной технологической, управленческой и информационной революции, то есть в качественном и интенсивном улучшении и обновлении отраслевых производств и технологий, систем учета и систем управления. Поиск и формирование для этого крупных капиталовложений, наряду с бюджетным финансированием, предполагает несколько направлений работы.
Самостоятельное развитие
Органы исполнительной власти предлагают промышленным предприятиям, торгово-производственным организациям, финансовым структурам новые формы и методы взаимодействия на договорно-правовой основе:
– формирование (на основании принятого облгосдумой областного закона, возможно одновременное решение муниципалитета) временного фонда развития инженерно-производственной инфраструктуры города за счет целевых добровольных отчислений предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей в размере 0,3 — 0,5 процента годовой прибыли или в виде целевой материальной помощи. Именно такой фонд сейчас целесообразно создать для обустройства Ярос-лавля к 1000-летию его основания. Следует осознать ответственно и принципиально реалии текущего момента – ресурсов местного (городского) бюджета в целом и целевых бюджетных средств на содержание ЖКХ сегодня совершенно недостаточно. На нужды поддержания работоспособности, планомерное перевооружение и развитие жилищно-коммунального комплекса города надо иметь денежных средств как минимум в 1,5 – 1,7 раза больше (по учету на 1.01.2003 г.). Это могут и должны быть ресурсы бюджетов, а также средства предприятий и организаций системы ЖКХ, получаемые за реальные услуги потребителям;
– восстановление на договорной основе частичного участия ресурсносостоятельных предприятий, организаций в содержании, ремонте, обслуживании отдельных микрорайонов, жилых домов, отдельных объектов социально-культурной сферы, участков сетей и коммуникаций и т. д. Это может быть местный или региональный заказ с частичной или полной оплатой объема работ;
– установление решением муниципалитета «нулевой», минимальной планки для формирования фонда развития города в бюджете Ярославля на уровне 10 – 12 процентов;
– жесткий учет и контроль, полная гласность целевого использования средств на нужды ЖКХ, механизма формирования тарифов на услуги и порядка их действия.
Организация государственно-правового регулирования бюджетного процесса. Основными составляющими бюджета Ярославля являются подоходный налог и налог на прибыль. Они дают около 63 – 65 процентов всех бюджетных поступлений. В этих условиях особо важную роль играет работа и усилия руководства города и области, депутатов всех уровней по формированию зарплатной политики, по повышению реальных доходов населения. Особенности деятельности в регионе семи федеральных корпораций также должны найти закономерное разрешение в изменениях и дополнениях ряда законодательных актов – вся продукция, производимая на территории области, и прибыль от ее реализации должны учитываться и облагаться налогом на месте. На политику Правительства РФ надо решительно влиять... Более того, необходимы правовые региональные (а, возможно, и федеральные) решения – акты, обуславливающие обязательства корпораций по текущему и перспективному развитию производства, сохранению и увеличению рабочих мест, вложению части прибыли в развитие инфраструктуры региона.
Общеизвестна также проблема межбюджетных отношений – серьезным источником пополнения местных бюджетов может быть определение формулы разделения доходов в федеральный и региональные бюджеты по принципу «50 х 50» и отработка оптимального решения по разделению доходов региональных и местных бюджетов.
В то же время следует отметить, что основой перспективного развития может быть только экономика. Только восстановление промышленного потенциала, его загрузка, наращивание объемов производства до уровня 1990 года, а затем и его превышение дадут действительный рост налоговых поступлений и наполнение бюджета. В этом процессе особая роль принадлежит пищевой и перерабатывающей промышленности, где традиционно высокий оборот денежных средств и продукции.
Возможен также вариант текущий – сохранение имеющегося состояния (статус-кво). Это худший и паллиативный вариант, он приведет в последующем к локальным и (или) крупномасштабным последствиям.
Город Ярославль и область занимают важное геостратегическое положение, имеют достаточно развитую инфраструктуру, значительный промышленный потенциал и высокий уровень квалификации кадров. Именно эти потенциальные возможности мы должны использовать для удвоения валового внутреннего продукта и наполнения бюджета, для переоснащения и развития жилищно-коммунального хозяйства в интересах и на благо граждан.
Владимир ТАМАРОВ, кандидат экономических наук, эксперт по управлению и финансам.
От редакции. Возможно, что у ярославских ученых, экономистов, специалистов ЖКХ есть своя точка зрения на решение проблем, о которых идет речь в статье Владимира Васильевича Тамарова. Мы приглашаем всех, кто хотел бы высказать свои аргументы, к дискуссии по заявленной проблеме.