Треть своего времени государственные люди проводят в автомобилях, которые могут поведать о владельцах не меньше, чем их пламенные речи. Кто на чем ездит, рассказывает «Комсомольская правда». Владимира Жириновского видели гоняющим по подмосковным проселкам на горбатом «Запорожце». Оказалось, его прошибает ностальгия, и тогда на даче у племянника он садится за руль его раритета. Первой машиной Жириновского был горбатый «Запорожец» – студентом он купил его на деньги, заработанные в Турции переводчиком. Главный коммунист Зюганов ездит на персональном «БМВ». Мэр Москвы Юрий Лужков, поддерживая программу отечественного автомобилестроения, одно время передвигался на лучшем из «Москвичей» – «Князе Владимире». Но бесконечные поломки в конце концов заставили его пересесть на бронированный Volvo S-80. Высшее руководство страны вообще не мучилось выбором – все давно на «Мерседесах»: Касьянов, Миронов, Устинов, Степашин, оба Ивановы. Спортивный министр Фетисов ездит на «БМВ» пятой серии. Помощник президента Ястржембский обожает джипы и, высадив водителя, любит полихачить за рулем. «Мерс» Путина летает за ним на транспортном самолете. Стекла его настолько затонированы, что внутри темно, как в танке. Но президент, разумеется, все видит. А поскольку там еще и суперсовременная система связи, то и все слышит.
* * *
Полвека исполнилось замечательному автомобилю ГАЗ-69, сообщает журнал «Вокруг света». Прозванный в народе «козликом», он ассоциируется у жителей России с пыльным следом, стелющимся над полевой дорогой в период жатвы, сумрачными и торжественными ноябрьскими парадами на Красной площади, досрочными соцобязательствами нефтяников, геологов... Еще в марте 1949 года в испытательный пробег отправился практически первый его образец, а начала конвейерного производства пришлось ждать до августа 1953-го. Горьковский автозавод и смежные предприятия выпускали многочисленные модификации машины – амфибию, милицейский «воронок», самоходный противотанковый ракетный комплекс и другие. В 1956 году производство вездехода было переведено в Ульяновск. В том же году ГАЗ-69 появился в каталоге «Автоэкспорта», неожиданно для себя Land Rover, Toyota и Kaiser Jeep обрели серьезного конкурента. Машина значительно превосходила большинство зарубежных образцов по проходимости, но главным ее достоинством было то, что она нередко поставлялась в «пакете» братской помощи развивающимся странам – в счет их государственного долга. Например, ГАЗ-69 очень полюбился Фиделю Кастро. Всего эту машину отгружали в 56 государств.
* * *
Президент США Джордж Буш выдвинул две программы: «Автомобиль свободы» и «Топливо свободы», пишет «Российская газета». Речь идет о создании водородного двигателя – он сделает страну независимой от импорта нефти, запасы которой в недрах земли стремительно тают. Кроме того, как любят повторять сами американцы, им требуется экологическая свобода. Сегодня на планете около 700 миллионов автомобилей. Эта армада – опаснейший враг окружающей среды, бич крупных городов. А водород – чистое топливо, из выхлопной трубы вместо букета вредных веществ закапает простая вода. На эти программы только государство в течение пяти лет даст из казны 1,7 млрд. долларов плюс вложения частных фирм. Конечная цель – к 2020 году любой житель страны должен иметь возможность обзавестись «водомобилем» по той же цене, что и бензиновый. Американцы не одиноки в своем стремлении: в мире уже идет конкуренция за право первым выйти на рынок с новым товаром. Все крупнейшие фирмы, в частности «Опель», «БМВ», «Дженерал моторс», «Крайслер», заимели свой микропарк машин на водороде, вкладывают в разработки огромные суммы и ведут агрессивные рекламные кампании. Что же касается России, то именно здесь, в НПО «Квант», был создан один из первых в мире водородных автомобилей. Но сегодня государственная поддержка всех программ по водородной энергетике не превышает 80 млн. рублей в год – крохи против западных и восточных миллиардов.