Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
В предыдущем номере газеты была опубликована первая часть статьи В. В. Тамарова «ЖКХ: реформа и развитие», где в концентрированной форме автор раскрывает социально-экономическую сущность реформы ЖКХ, превращение муниципального ЖКХ в процессе приватизации в огромный имущественно-технологический комплекс, один из важных, опорных факторов экономического развития. В первой части показаны потенциальные возможности использования материальных и финансово-экономических ресурсов в целях формирования государственного бюджета, достаточного для решения стратегических задач и для реформы ЖКХ.
«Деньги в России есть!» – делает вывод автор. Во второй части публикации, в третьем и четвертом разделах речь идет о состоянии и оценке основных производственных фондов муниципального ЖКХ г. Ярославля, потребностях в финансировании и инвестициях в его развитие, о практике и издержках в тарифной политике, о реальной хозрасчетной самоокупаемости отрасли. В чем же состоит практическое реформирование ЖКХ? Какова структура и технический уровень основных средств ЖКХ, потребности в финансировании его долгосрочного перевооружения и развития? Для нас несомненный интерес представляет жилищно-коммунальное хозяйство города Яро-славля, масштаб его производственно-хозяйственного потенциала, обеспеченность бюджетным финансированием. В результате разгосударствления и приватизации состав, задачи и ответственность городского хозяйства значительно возросли. Имеющиеся статданные показывают, что если общая площадь жилого фонда города с 1 января 1996 г. по 1 января 2000 г. возросла с 10,94 млн. кв. метров до 11,48 млн. кв. метров, то площадь муниципального жилого фонда увеличилась в два раза! С пяти до десяти миллионов квадратных метров. Фонд учитывает на балансе более 3920 жилых домов, в т. ч. 45 общежитий. Около 2420 жилых домов или 61,7 процента фонда имеют физический износ менее 40 процентов и 1500 домов (38 процентов фонда) имеют износ свыше 40 процентов; в 2100 жилых домах (53,5 процента фонда) необходимо заменить внутренние инженерные сети. Пример расчета затрат на кап-ремонт существующего жилого фонда (объема финансирования): усредненная нормативно-статистическая величина затрат на капремонт одного кв. метра жилой площади по себестоимости составляет 12000 рублей; 10 процентов жилого фонда с физическим износом 65 – 70 процентов (требуется срочный ремонт) дают 1000000 кв. метров; даже если данный объем ремонта будет выполнен в плановый срок 4 года (выборный срок работы президента и органов госвласти), то на его выполнение потребно финансирование в размере 12 млрд. рублей. Годовой бюджет Ярославля в 2003 году – около 4,3 млрд. рублей, на ЖКХ выделено – 1,3 млрд. руб. Цифры несоразмерны. Расчетная потребность в финансировании замены внутренних инженерных сетей в 2100 домах определяется в 10 млрд. рублей. Итого, первично 22 млрд. рублей. Для решения только этой задачи необходима единая воля федеральной власти, региональных и местных исполнительно-законодательных органов. Сроки восстановительного ремонта нынешнего жилого фонда «уходят» на 30 – 40 лет, что потенциально опасно техническими авариями и чрезвычайными ситуациями. Сегодня не определен четко государственный орган, полномочный решать эту проблему и ответственный за содержание, ремонт и программы развития жилого фонда страны. Если говорить о Госстрое РФ, то у него нет ни денег, ни полномочий. Вторая составляющая городского хозяйства – инженерные сети. В 1996 – 2000 гг. введено в эксплуатацию 300 км электросетей. По степени затратности содержания и сложности обслуживания город имеет три группы технических систем: – водоканализационные и тепловые сети протяженностью около 2250 км, а с учетом газовых сетей – 3170 км; – электрические сети плюс сети уличного освещения – около 4150 км; – контактные электросети транспортных систем – 179 км. Кроме того, на балансе и на финансировании находятся котельные, очистные сооружения, водозаборные станции, мосты и путепроводы. Это объекты особой важности. По оценке специалистов, износ коммуникаций объектов здравоохранения и образования, принятых от предприятий, составляет 80 – 100 процентов, исходя из нормативных требований. Следовательно, потребность в бюджетном финансировании капитального ремонта и технического обслуживания сетей первой группы (водо- теплоснабжение, канализация) формируется из удельных затрат на капремонт 1 км инженерной сети. Так, например, в районах города используются теплосети диаметром от 50 до 600 мм, магистральные теплотрассы имеют диаметр трубы 800 мм и более. В 2002 году затраты на капремонт одного км теплотрассы диаметром 400 мм составили около 4,5 млн. руб, новое строительство обошлось бы в 6 млн. руб.; прокладка 1 км теплотрассы сечением 800 мм потребовала расходов на 25 – 26 млн. руб. При расчетном сроке эксплуатации – 25 лет, степени износа систем на 55 – 70 процентов уже сегодня подлежат срочному ремонту 440 км сетей (320 км на балансе города и 120 км на балансе Яртеплосети – это теплосетевой филиал ОАО «Ярэнерго»). По техническим ресурсам город в состоянии в год выполнить полный ремонт-замену 9 – 15 км теплосети, и в этом случае цикл ремонта физически изношенной части сетей увеличивается до 35 – 40 лет. При этом на капремонт теплотрасс с большим износом (440 км) необходимо выделить первоочередно не менее 2,5 – 2,8 млрд. руб. в течение 10 – 12 лет. Не менее значимы и практически соизмеримы затраты на ремонт канализации. По учету и инженерной оценке, нуждаются в ремонте-замене до 25 – 30 процентов сетей канализации – это около 220 – 240 км, что потребует 1,7 – 2,0 млрд. руб. капвложений в течение 10 – 12 лет. Аналогичные затраты нужны на обновление и развитие городских очистных сооружений. Итого, по первой части инженерных систем надо планировать финансирование в объеме 6,2 – 7 млрд. руб. в течение 10 – 12 лет, т. е. в три плановых цикла по 4 года. В целом, по расчетно-аналитической оценке двух первых структурных составляющих жилищно-коммунального комплекса Ярославля, предварительная стоимость его основных промышленно-производственных фондов составляет не менее 135 – 150 млрд. руб. Третье. Следует выделить еще одну серьезную проблему Ярославля, внешне состоящую из трех взаимосвязанных элементов: величина городских неочищенных стоков – 220 млн. куб. метров, совершенно незначительный охват территории системой ливневой канализации и большую протяженность улиц и дорог – 758 км, их общая площадь 12,2 млн. кв. метров. Наименование этой сложной и бесконечной в своем развитии проблемы – благоустройство города и охрана окружающей среды (земли и воды, природы и человека). По скромным оценкам специалистов, финансирование названного сегмента городского хозяйства для поддержания текущего состояния и работоспособности определяется на уровне около 300 млн. руб., для формирования тенденции развития и поэтапного комплексного обустройства территории города, реализации эффективных природоохранных мероприятий – не менее 500 – 600 млн. рублей ежегодно. При этом планирование работ необходимо и целесообразно вести по периодам 8 – 12 лет. План должен утверждаться решением муниципалитета, обязательным к исполнению. Текущие затраты, например, на ремонт проезжей части дорог в 2000 – 2002 гг. с объемами в 350 – 400 тысяч кв. метров в год являются элементом «латания дыр», а не формулой развития благоустройства города. Сегодня важно отметить также, что ситуация с охраной окружающей среды заметно ухудшится, если правительство, наконец, займется восстановлением отечественного производства и использования технологических мощностей в промышленности до уровня 1990 года, а затем и их интенсивного наращивания. Это увеличит объемы производства продукции и бюджетные поступления, но и повысит промышленные сбросы. Для развития городского хозяйства нужны инвестиции из бюджета, что, в свою очередь, станет одним из базовых факторов интенсивного развития отечественной экономики. Проведенный укрупненный анализ и оценка позволяют определить ориентировочные потребности в финансировании основных программ развития ЖКХ в размере 29 – 33 млрд. рублей на период в 10 – 12 лет. О потреблении ресурсов, тарифах и качестве услуг ЖКХ Ярославль потребляет в год около 111 млн. куб. метров воды, 701 млн. кВт./часов электроэнергии и 3 млн. Гкал. тепловой энергии (по данным учета мэрии за 2000 год). Соответственно на долю населения приходится 39, 51 и 80 процентов от общегородского потребления. По расчетам, один житель Ярославля потребляет и использует за год 71,9 кубометра воды, 592,5 киловатт-часа электроэнергии, 3,97 гигакалории тепла. Подчеркнем, каждый житель, включая грудных младенцев, пенсионеров, инвалидов и т. д. И, соответственно, за одни среднестатистические календарные сутки на одного человека расходуется 197 литров воды; 1,62 кВт/часа электроэнергии и 11 килокалорий тепла. На основе данных расчетов, выполненных по учету мэрии Ярославля, любой житель-квартиросъемщик может проверить собственное потребление энергоресурсов и платежи по ним. По оценке специалистов, многие расчетно-тарифные нормы серьезно завышены и покрывают потери у производителя и в сетях, потери у потребителя, отсутствие автоматических систем учета и управления ресурсопотреблением и другие факторы. В качестве типового примера платежей за жилищно-коммунальные услуги возьмем законопослушного квартиросъемщика с полезной площадью жилья в 55 – 60 кв. метров и составом семьи три человека. Отслежены платежи за услуги ЖКХ за период с января 2002 г. по июнь 2003 г. включительно. По видам платежей динамика такова: – платеж за содержание и ремонт жилья увеличился за год в 1,5 раза; за 18 мес. – на 167 процентов; – платежи за отопление и ремонт теплосетей и за горячее водоснабжение за год выросли в 1,2 раза; за 18 месяцев по горячему водоснабжению – на 181 процент; – платежи за водоснабжение и отдельно за канализацию (стоки) выросли за год в 1,5 раза, в 2003 году увеличение размера данных платежей продолжается. За столь неоправданно резкими темпами роста тарифов по видам услуг ЖКХ в Ярославле нет серьезного технико-экономического обоснования, но есть скрытый интерес – быть впереди России всей и повторить на тарифах опыт «дойной коровы» за счет доходов горожан. «Красочно» и неприглядно смотрятся календарные «маневры» по наращиванию тарифов. За 18 месяцев тарифы повышались: – на содержание и ремонт жилья, а также на водоснабжение – 3 раза; – на отопление и ремонт теплосетей – 4 раза; – на горячее водоснабжение и отдельно канализацию – 5 раз. Особенно ретиво погнали увеличение тарифов по видам услуг (платежей) с начала 2003 года: в январе выросли два тарифа (вода и канализация), в феврале решили поднять тарифы сразу на пять видов платежей, в марте еще раз заметно увеличили снова четыре тарифа. И вот так «обоснованно» и бесконтрольно, не допуская гласности и указания персональности решения и ответственности. В целом же платежи квартиросъемщика за год (с 01.2002 по 01.2003 гг.) выросли на 126 процентов, а за 15 месяцев, по март 2003 года – на 143 процента. Но что изменилось? Качество услуг, их количество? Или в стране была 150 – 181-процентная гиперинфляция? Так, в январе 2002 г. квартиросъемщик оплатил по тарифу «содержание и ремонт жилья» 147 рублей, или 60 процентов полной стоимости данного тарифа, а в июне 2003 г. уже оплатил по тому же тарифу 247 рублей, то есть превысил полную стоимость услуги! Ан нет! Даже если вы глубоко владеете системой калькулирования себестоимости выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и формированием сметы затрат на производство продукции (оказание услуг), то все равно вы ничего не понимаете. В июне 2003 г. квартиросъемщик оплатил только 75 процентов полной стоимости оплаты жилья?! Абсолютно идентичны динамика и взаимосвязь расчетов и платежей всего пакета услуг жилкомхоза (жилье, тепло, вода, стоки, газ и пр.). Но это еще не все. По контрольному учету достоверно зафиксировано, что при оплате тарифа «содержание жилья» за полтора года в сумме 3844,66 рубля в доме квартиросъемщика практически не работала уборщица по уборке коридоров, лестниц, подъезда, а дворник работал только в зимние месяцы по 1-2 дня в неделю. Следовательно, по закону или просто по фактическому учету (который трудно оспорить) РЭУ и ДЕЗ района обязаны вернуть конкретному квартиросъемщику 3630 рублей как незаконно полученные. Данный пример показывает содержание и качество исполнения предоставляемой горкомхозом услуги и одновременно говорит о хищении денежных средств клиента-потребителя услуги. А ведь 3630 рублей дают полную оплату услуг ЖКХ за несколько месяцев. Положение усугубляется тем, что в РЭУ всех районов города нет сколь-нибудь оснащенной ремонтно-производственной базы – цехов или участков с необходимым станочным парком, запасами инструмента, металлопроката, фурнитуры, покупных комп-лектующих изделий. На этих участках занят в основном малоквалифицированный персонал с низкой зарплатой и высокой сменяемостью в течение года. И над ними (ремонтными участками) стоит громоздкая, многоэтажная организационная структура управления: РЭУ+ДЕЗы+администрации районов города+отделы и управления ДГХ+собственно руководство департамента городского хозяйства+руководство мэрии города. По информации ряда ведущих специалистов РЭУ и ДЕЗов города, всю нормативно-расчетную базу по тарифам на услуги ЖКХ, по изменениям тарифов и порядку начислений им дает МУП «Информационно-расчетный центр». Возникает вопрос – на каком основании? Тарифная политика в сфере ЖКХ должна быть исключительной прерогативой муниципалитета города, а изменения в нее должны вноситься один раз в год. По нашему мнению, в этих же целях целесообразно решением муниципалитета расширить функции и полномочия городской энергетической комиссии, в составе которой могут быть депутаты, специалисты ДГХ, его базовых структур, мэрии, представители ОАО «Ярэнерго», независимые эксперты. Обращаем особое внимание на формулу-систему и объемы платежей (денежных средств) населения за услуги ЖКХ. Средний квартиросъемщик оплатил в 2002 году все жилищно-коммунальные услуги в сумме 8300 рублей (реальная вилка 7700 – 8700 руб.), всего квартиросъемщиков в городе около 215 – 220 тыс. семей. Выручка от реализации услуг ЖКХ за год составляет 1,65 – 1,85 млрд. рублей. Финансирование из бюджета в последние годы колеблется в пределах 1,2 – 1,3 млрд. руб. Да, наше жилищно-коммунальное хозяйство сегодня – это государство в государстве. По образному выражению В. К. Тредиаковского, это действительно «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Владимир ТАМАРОВ, кандидат экономических наук, эксперт по управлению и финансам. (Окончание в следующем номере.)
Читайте также
15.01.2013Ненужным вещам дадут вторую жизньАктивисты движения «Сделаем Ярославскую область чистой» собираются открыть в Ярославле благотворительный центр «Добрые руки».
26.12.2012От добрых дел тепло и в стужу В самую стужу, с утра в понедельник, Любим не мог похвастать наличием горожан на улицах. Пожалуй, только гости из Ярославля оживляли тихий, заиндевевший город.
25.12.2012Рыбинск предлагает области изменить транспортный тарифПлата за проезд в общественном транспорте в Рыбинске и Ярославле должна быть одинаковой. С такой инициативой обратилась городская администрация в областную
07.12.2012«Рябинка» поспела к зиме В детском саду № 2 «Рябинка» города Пошехонья закончился ремонт, и он вновь принял в свои стены местную детвору.
29.11.2012На радость ветеранам В Ярославской области продолжает реализовываться федеральная программа поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, в рамках которой осуществляется
27.11.2012Худая крыша – помеха творчествуУ Дома культуры старинного села Угодичи Ростовского района в кои-то веки появились деньги на ремонт