Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Редакция представляет читателям очередное экономическое исследование В. В. Тамарова, авторитетного регионального экономиста, крупного организатора производства, ученого и практика. Он проработал в экономике области более 30 лет, 21 год преподает в вузах города, последние 10 лет работал в качестве регионального руководителя и эксперта ряда финансово-промышленных групп. В статье показаны закономерные взаимосвязи проблем ЖКХ и программ его развития, масштаб, состояние и оценка имущественного комплекса – основных фондов ЖКХ и потребности в долгосрочном инвестировании, роль и влияние бюджетного процесса местного, регионального и федерального уровней на реформирование и развитие ЖКХ и формирование в этой связи тарифной политики по жилищным и коммунальным услугам. Автор, исходя из трезвой оценки текущей финансовой и бюджетной ситуации, предлагает серьезные обобщения и системные экономические подходы, которые могут быть использованы для принятия управленческих и правовых решений. Автор полагает, что по данной проблеме может быть много разных мнений, оценок и предложений, однако решения должны быть обоснованы и мотивированы.
О ЖКХ как реформе или проблеме С некоторых пор состояние и работа ЖКХ России стали одной из важнейших проблем страны, почти наравне с государственной безопасностью и внешней политикой. Почему? и Что делать? – спрашивают граждане и руководители правительства. Позиция «сверху»: теперь в стране рынок, и граждане должны платить за услуги ЖКХ полностью, то есть 100 процентов затрат плюс определенный процент прибыли. И это назвали Реформой. Между тем в ХХ веке более пятидесяти лет правительства России-СССР, которые были далеко не хуже нынешних, считали своей обязанностью заботиться об обеспечении граждан услугами ЖКХ. При этом люди имели достаточные, хотя и умеренные доходы, дававшие возможность для развития личности и получения образования. «Да, так было», – говорят «умники», но теперь сменилась общественно-экономическая формация. Большая наука и серьезная практика закономерно утверждают, что реформа – это преобразование производительных сил, их развитие, направленное на повышение эффективности производства, рост производительности труда, на удешевление предоставляемых услуг, производимых товаров. Другими словами, любая реформа должна проводиться во благо государства и граждан. Это первое противоречие, имеющее принципиальное социально-экономическое содержание. Второе. Муниципальное ЖКХ в процессе приватизации увеличило свой имущественный комплекс, основные и оборотные фонды в разы и практически (например, по Ярославлю), стало одной из крупнейших региональных финансово-производственных корпораций с объемами, соизмеримыми с холдингом ОАО «Ярэнерго» или таким крупным предприятием как шинный завод. Но при этом ЖКХ представляет собой технологическую систему, структура и потенциал которой построены по принципам плановой, централизованной экономики в интересах удешевления затрат и обеспечения высокой надежности функционирования, и заменить эту систему в ближайшие 20 – 30 лет просто нечем. Правда, в последние 15 лет в систему практически не вкладывались серьезные финансовые ресурсы, даже на ремонтно–эксплуатационные нужды, по этой причине комплекс ЖКХ быстро изнашивается и стареет. Любые эксперименты по дроблению или обособлению (приватизации) отдельных частей системы ЖКХ могут привести и уже приводят к ее дезорганизации, потере управляемости и параличу. Достаточно взять многолетние примеры по Приморью, сообщения о плохой подготовке к зиме в Саратове, Самаре, Омске, Калининграде, Петропавловске-Камчатском и других городах и регионах. Жилкомкомплекс сегодня (да так было и в советское время до 1991 года) по объему оказываемых услуг, расходам, обороту денежных средств и значимости выполнения своих функций является отдельной, второй экономикой страны. Это Социальная Экономика. Экономика сложная и многоотраслевая, громоздкая и затратная, требующая постоянного и грамотного оперативного управления и... прибыльная. Да, прибыльная. И это мы рассмотрим и докажем далее. Именно по факторам ответственности и необходимости крупных вложений финансовых ресурсов (постоянно и безвозвратно, рост социальных услуг не учитывается) либерал-экономисты, формирующие макроэкономическую политику, передают эту государственную проблему на местное самоуправление и региональный уровень и (якобы незаметно), оставляя ее без финансирования. Такая политика ставит на грань выживания, например, 180 тысяч пенсионеров Ярос-лавля, а по области – около 400 тысяч, и такую же часть семей с низкими доходами. Это составляет около 55 – 60 процентов населения области. В то же время следует трезво осознавать тот факт, что собственно идеология и сущность реформы ЖКХ обусловленно формируют обострение социальных отношений, усиление имеющихся экономических и политических противоречий: – с одной стороны, население, депутаты недовольны (и протестуют) действиями органов местного самоуправления, региональных администраций; – с другой – органы местного самоуправления, их ведомственные структуры при поддержке региональной администрации, выполняя директивы Центра, осознают тупиковость и неэффективность этих действий, пытаются амортизировать их крайности, скрытно «отредактировать» содержание реформы с учетом даже частичных интересов населения; – с третьей стороны – крупные и авторитетные специалисты-профессионалы, ученые-экономисты, управленцы, влиятельные оппозиционные силы с самыми разными убеждениями, недовольное население требуют пересмотра политики федерального правительства, предлагают свои решения, в той или иной мере сочетающие интересы населения и государства. А это – организованное массовое движение, это противостояние. Предваряя возможное последующее использование настоящих материалов, автор предупреждает читателей о том, что данное исследование не является инструментом борьбы, агитацией «за» или «против» одной из этих сил. Мы хотели бы добросовестно показать закономерную сложность и масштаб проблемы состояния ЖКХ в создавшихся условиях, ее действительную социальную значимость и необходимость системного, экономически обоснованного подхода по направлениям и этапам ее решения. Содержание и результаты реформы жилищно-коммунального хозяйства должны быть принципиально другими – улучшающими условия жизни населения и укрепляющими государство и власть. Реформа и деньги Реформа жилищно-коммунального хозяйства России утверждена Государственной Думой. Правительство РФ жестко и бескомпромиссно поставило главную задачу реформы – перевод жилищно-коммунальных услуг с бюджетного (планового) дотирования на полную оплату их потребителями, то есть прос-тыми гражданами. Однако где-то остро сверкнула мысль – а эта ли задача-проблема является сегодня, в нынешних условиях финансово-экономической, правовой и социальной нестабильности действительно ГЛАВНОЙ, кардинально решающей в жизни населения и в функционировании всей экономики? Да нет, конечно. Значительно более важным в сфере ЖКХ может и должно быть, например, интенсивное развитие инженерных сетей и коммуникаций в разы (инженерно-производственной инфраструктуры городов больших и малых, поселков и селений); неотложно необходимо вести капитальный ремонт и замену имеющихся сетей, сооружений, заниматься качеством воды, подаваемой населению (это критично!). Нужно ускоренно вести автоматизацию учета расхода воды, учета и управления теплоснабжением, серь-езно снижать затратность как строительства, так и эксплуатации сетей, сооружений и коммуникаций за счет использования новейших технологий и материалов и на этой основе сохранять и даже снижать удельные платежи потребителей за коммунальные услуги. И это все имеет решающее значение для развития человека, общества и экономики. Но... Но правительство разводит руками: денег в бюджете нет. Так могут говорить либо неграмотные работники, либо спецы, умело скрывающие правду и решающие совершенно другие по назначению и целям задачи. Деньги в России есть, их надо взять в казну. Где же надо брать деньги в бюджет по закону и научному определению? Во-первых, это природная рента. По Конституции РФ все природные ресурсы, прежде всего – нефть, газ, золото, алмазы, цветные металлы, водные ресурсы – принадлежат нации, государству, а, значит, и все доходы от их добычи, переработки и использования должны поступать в бюджет. Исполнение закона по одной этой статье позволит увеличить госбюджет страны с 70 – 75 млрд. долларов до 400 – 450 млрд. долларов или расчетно по триста долларов на каждого человека в год. А если национально ответственное и заботливое правительство установит для частных корпораций и предприятий в сфере использования природных ресурсов жест-кую норму прибыли и организует увеличение добычи на 25 – 30 процентов в течение ближайших 2 – 3 лет и направит эти ресурсы и доходы от них на развитие промышленного производства, то наполнение государственного бюджета можно довести до 600 – 650 млрд. долларов. Вот деньги на развитие и содержание ЖКХ и энергетики, транспортных коммуникаций, на образование молодежи и медицинское обслуживание населения, на укрепление армии и флота, на науку и космос. Во-вторых, технологические мощности в промышленности страны сегодня в основном используются на 35 – 50 процентов от уровня 1990 года, в ряде отраслевых производств до 60 – 63 процентов и лишь на отдельных единичных предприятиях, например, производство пива, табачных изделий, полностью. В условиях бюджетного голода главной задачей правительства является не только наполнение бюджета, но и наращивание бюджетных поступлений за счет развития промышленного производства. Добившись восстановления и полного использования мощностей в промышленности до уровня 1990 года (ценой жесточайшего напряжения сил и ресурсов, умелого и беспощадного планирования и желательно в минимально короткий срок), мы можем увеличить ВВП (валовой внутренний продукт) как минимум в 1,5 – 2 раза, налоговую массу и бюджет – приблизительно в 1,5 раза, Вот практическое решение вопроса, в частности, субсидирования ЖКХ и его развития. В-третьих, нужно остановить продолжающийся 15 лет якобы скрытый полутеневой вывоз капитала из страны (ежегодно по 24 – 25 млрд. долларов), направив деньги на национальные нужды. Для этого необходимы стабильные и долговременные правовые и финансово-экономические правила игры, единые для государственного и частного сектора, для общепромышленного производства, сферы торговли и обслуживания и экспортопроизводящих отраслей. Власть обязана применять принуждение и контроль. Налоговая система, тарифная политика и надзорная практика должны быть нацелены на стимулирование развития производства, торговли и земледелия. Ведь даже по осторожным расчетам экономистов общий вывоз капитала из страны давно превысил 400 – 450 млрд. долларов. Это заметная часть нашего национального богатства. В-четвертых, предприятия коммунальной отрасли давно работают на хозрасчетной основе и более 50 процентов затрат окупают платежами населения. Это реальные наличные платежи. Дотирование необходимо для перевооружения предприятий отрасли, обновления и развития сетей и коммуникаций, то есть формирования новой технической базы для заметного повышения качества услуг, расширения их ассортимента. И на этой новой основе следует планировать, при необходимости, повышение самоокупаемости отрасли. Это длительный цикл. И вместе с тем бюджетное дотирование на ближайшую перспективу будет необходимо. Суммируя показанные и имеющиеся в наличии денежные ресурсы, приведенные аргументы и размышления, можно предварительно вывести определение величины нашего годового государственного бюджета как реально эквивалентного 800 – 1000 млрд. долларов. Владимир ТАМАРОВ, кандидат экономических наук, эксперт по управлению финансами. (Продолжение в следующем номере).
22.12.2012Наша экономика – лучшая В сравнении с соседними областями Центрального федерального округа экономика Ярославской области выглядит наиболее предпочтительней.
29.11.2012Зажмурить глаза и прыгнуть в рынок С большим интересом прочитал дискуссионную статью Галины Мельниковой «Усвоены ли уроки рыночных реформ?» («Северный край», 10 ноября с.
10.11.2012Усвоены ли уроки рыночных реформ?Неправда, что газета живёт всего один день. Почта редакции из месяца в месяц подтверждает это. Перед нами письмо из глубинки – из деревни
16.08.2011Десять тысяч – как не было По предварительным данным баланса трудовых ресурсов за 2010 г., численность трудовых ресурсов Ярославской области составила 837,6 тысячи человек. По сравнению с 2009 г.
17.06.2008Экономика без экологии обречена«Я уверен, что нынешняя дискуссия станет отправной точкой для принятия решений и на государственном уровне, и на уровне общественных организаций, – сказал,